Обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Статья обращает внимание родителей дошкольников на проблему усвоения и пополнения словарного запаса детей 6-7 лет. Чем больше активный словарь, чем он качественнее, тем лучше ребенок ощущает себя в социуме среди сверстников, легче адаптируется в начале школьного пути.

Обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

ДетиДошкольный возраст – период усвоения, активного формирования всех структур родного языка. Специалисты подчеркивают, что, развивая речь дошкольника, родители могут добиться успехов в интеллектуальном воспитании ребенка. Речь напрямую связана с познанием окружающего мира, полноценным общением со сверстниками.

Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь успешность его обучения в первом классе зависит от того, насколько подготовленным ребенок придет в школу.

Дети, у которых лексический запас недостаточен, испытывают большие трудности в обучении, им сложно выразить свои мысли, решить задачу или пример по математике.

Объем словарного запаса необходимо развивать как можно раньше. Не стоит думать, что грудничок только плачет и ничего не понимает и, соответственно, нет нужды развивать словарный запас малыша. Ребенок на 2-м месяце жизни начинает реагировать на окружающих, и совокупность таких реакций психологи называют «комплексом оживления». В этот период идет интенсивное накопление пассивного словаря. Важно общаться с ребенком даже во время процедуры кормления.

Позднее, к 6-7 годам, у ребенка формируется важный навык – умение рассказывать. Во многом этому способствует общение с родителями, когда ребенка забирают из детсада домой и попутно спрашивают, как сегодня прошел день. Старшему дошкольнику достаточно 4-6 предложений, для того чтобы описать произошедшие события.

Дошкольное детство связано с процессом накопления, обогащения словарного запаса, овладением системой грамматики родного языка.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Пополнение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. В игровых ситуациях ребенок познает мир, закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов. Приведем несколько приемов для обогащения словаря дошкольников.

На занятиях у логопеда дети могут познакомиться с игрой «Чей хвост, чья голова?». На картинке видна голова животного, ребенку необходимо подобрать хвост. В процессе игры отвечают на вопрос, чей хвост (например, заячий), чья голова (заячья). Педагог помогает воспитанникам закрепить знания по теме «Дикие животные» и развивает понятие о притяжательных прилагательных.

Задание «Назови ласково» помогает тренировать навык словообразования, знакомит с уменьшительно-ласкательными формами существительных. Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать игрушку по-разному. К примеру, мишка, медвежонок, мишутка и т.д.

Игра с мячом «Кто как передвигается?»

Цель – расширять глагольный словарь дошкольника, закреплять категорию числа существительного и глагола.

Бросаем мяч и спрашиваем: «Как передвигается бабочка? (летает). Как передвигается лошадка? (бегает)». Можно изменить число животных, к примеру, крокодилы плавают, кенгуру прыгают. Важно проговаривать действия животных с детьми.

Предложите игру «Скажи наоборот». Педагог бросает мяч и говорит: «Громко». Ребенок должен ответить: «Тихо». Можно взять пары слов быстро-медленно, весело-грустно, низко-высоко, светло-темно и другие.

В завершении небольшой совет родителям: если вы хотите, чтобы ребенок рос умным, любознательным, уделяйте время совместному общению ежедневно. Начните готовить вместе ужин и обсудите, из чего вы сделаете блюда. Спросите ребенка, что интересного он узнал на занятии в детском саду. И не забывайте читать вместе любимые сказки перед сном!

Учитель-логопед
Рекуха Инна Михайловна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.