Памятка для родителей: «Дидактические игры на развитие речи и ВПФ для детей дошкольного возраста»

Аннотация: в публикации приводятся примеры дидактических игр, способствующих совершенствованию познавательной сферы и речи детей дошкольного возраста. С их помощью родители смогут активизировать развитие своего ребёнка.

Дидактические игрыОсновной задачей при подготовке ребёнка к школе является развитие его познавательной сферы.

Игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Именно через игру у детей появляются знания об окружающем мире, понимание взаимоотношений людей и их действий (семья, профессия и т.д.). В игровой ситуации ребёнок учится строить и регулировать собственное поведение в соответствии с содержанием игры, взаимодействовать с партнёрами по игре с учётом роли.

Игры активизируют познавательную деятельность ребёнка, повышают его мотивацию, поддерживают стремление узнать что-то новое.

Представленные сегодня игры несут в себе два начала – занимательность и мобилизацию умственных усилий.

1. Игры на развитие памяти:

- игра «Снежный ком».

Описание игры. Надо составить цепочку слов так, чтобы каждый из игроков произнес все слова, ранее названные другими участниками игры. Например: «Солнце. – Солнце, весна. – Солнце, весна, трава. И т.д.»

2. Игры на развитие внимания:

- игра «Хлопни в ладоши».

Описание игры. Называть ребенку различные слова (например, вилка, книга, лампа, воробей и т.д.). Он должен, по договорённости, отреагировать на определенные слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда услышит слово, обозначающее определённую группу, о которой вы договорились (например, посуда, животные, мебель и т.д.).

Затем правила игры можно усложнить, например, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение, и хлопал в ладоши, когда услышит слово, обозначающее одежду.

3. Игры на расширение словарного запаса, фонематического восприятия:

- игра «Рыбы, звери, птицы» (аналогично можно использовать любые темы «Одежда, обувь, мебель», «Овощи, фрукты, цветы»).

Описание игры. Ведущий, кидая мяч, определяет категорию. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово заданной категории. Игру можно усложнить, называя по 3 слова сразу.

- игра «Слоги — слова».

Описание игры. Ведущий, кидая мяч, называет слог, а ребенок, возвращая мяч, придумывает слово на заданный слог. Например: «Ра – радуга; те – телефон; зи – зима; лу – лужа; ма — малина и др.»

- игра «Цепочка слов».

Описание игры. Надо назвать любое слово, определить последний звук в нём и назвать слово, которое с него начинается. Например: «Слон – нос – стол – лото – орёл..и т.д.».

- игра «Подбери следующее/предыдущее».

Описание игры. Ребенок должен подобрать слово, которое обозначает явление, идущее вслед за названным/ перед названным. Например: «завтрак -…, июль – …, лето — …, вторник — …, буква «в» — …, утро — …, сегодня — …, 5 — …, второй — …».

- игра «Назови противоположное».

Описание игры. Ведущий, кидая мяч, называет слово, а ребенок, возвращая мяч, придумывает к нему противоположное по значению, например: «узкий – широкий; громкий – тихий; зима –лето, много- мало и т.д.».

4. Игры на развитие мышления:

- игра «Исключение 4-го лишнего».

Описание игры. Назовите четыре предмета, один из которых будет лишний. Попросите ребёнка определить этот лишний предмет и объяснить, почему он лишний, каким словом можно назвать группу оставшихся предметов.

- игра «Загадалка».

Описание игры. На столе раскладываются картинки с изображением различных предметов (10-12 штук). Цель игры в том, чтобы описать выбранный предмет, придерживаясь примерного плана рассказа.

План рассказа для описания живого существа: место обитания, внешний вид, чем питается, какой звук издает, какие действия, движения ему свойственны (демонстрация приветствуется).

План рассказа для описания неживого предмета: цвет, форма, материал, из которого изготовлен, как его использует человек.

- Объяснение скрытого смысла басен, поговорок и пословиц

- Ребусы и загадки

Ребус – это загадка, в которой отгадка нарисована. Её надо увидеть в комбинации фигур, букв или знаков.

- игра «Цепочка».

Описание игры. Используются картинки с изображением различных предметов (10-14 штук). Выкладывается одна любая картинка, а к ней докладывается другая. Цель – объяснить, что общего между этими двумя предметами. Например, к ракете можем положить картинку с ласточкой, потому что они обе летают и т.д.. Так мы упражняем ребёнка в умении находить между любыми, даже совершенно неподходящими предметами общий признак, который хотя бы абстрактно может их объединять.

5. Игры на развитие пространственного представления:

- игра «Право-лево».

Описание игры. Научить ребенка соотносить части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем — с левой рукой, после этого – в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Затем задание можно усложнить: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву и т.д.».

- игра «Назови часть тела».

Описание игры. Ребенок и взрослый стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: «Это твоё правое колено, это твой левый глаз и т.д.».

- игра «Правильное зеркало».

Описание игры. Стоя или сидя с ребенком друг напротив друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой («взрослый поднимает правую руку вверх – ребенок поднимает левую руку вверх…»). Затем проводится упражнение «Неправильное зеркало», т.е. «то, что я буду делать левой рукой, ты сделаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки) и т.д..

6. Развитие связной речи:

Учите ребенка содержательно и выразительно пересказывать, драматизировать литературные тексты.

Чрезвычайно важно, чтобы ребенок понимал смысл прочитанного вами произведения. Расспросите, кто из героев понравился больше, кто вызвал меньшую симпатию. На месте, какого из героев, он хотел бы оказаться.

Перед прочтением рассказов, а особенно фольклорных произведений (былин, сказов), проведите беседу о смысле, значении новых для ребенка слов. Предложите «побыть» писателем и изменить сюжет, придумать другой «конец». Больше читайте! Прививайте любовь и интерес к чтению.

Совершенствуйте умение составлять рассказы по сюжетным картинкам; по серии картинок с последовательно развивающимся сюжетом. Ребенок должен правильно разложить картинки, поняв основной сюжет. Составить логичный, последовательный рассказ, используя распространенные предложения (не только глаголы и существительные, но и прилагательные, наречия и др.). Развивайте фантазию ребенка, пусть он разовьет сюжет, продолжив повествование, придумав новые приключения для «героев».

Учитель-логопед
Громова Ольга Алексеевна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.