Нейрокоррекция — это универсальная система упражнений, которая эффективна для детей в любом возрасте, но особенно актуально применении нейротренажеров для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Дети с речевыми расстройствами часто имеют нестабильное эмоциональное состояние, для них характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость.
Под влиянием нейрогимнастических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, развивается эмоциональный интеллект.
Задачами применения нейротренажеров являются:
- Развитие межполушарной специализации.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Развитие комиссур (межполушарных связей).
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие способностей.
- Развитие памяти, внимания.
- Развитие речи.
- Развитие мышления.
Основная цель применения нейрогимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста — это активизация развития речи у детей, коррекция речевых расстройств.
В числе базового и наиболее подходящего для работы нейротренажера — рекомендуется доска Бильгоу, названная так в честь её изобретателя Фрэнка Бильгоу.
Главная задача, чтобы ребенок научился занимать исходное положение на доске – сидел или стоял ровно и спокойно, подняв голову и расправив плечи, без поддержки, нашёл свою точку равновесия и почувствовал свое тело. Именно тогда мозжечок ребёнка начинает активно работать, помогая ему сконцентрироваться, настроить слуховое и зрительное внимание, что является необходимой базой для развития речи.
Мозжечковая стимуляция представляет собой систему физических упражнений, направленных на стимулирование работы мозжечка, которая в настоящее время имеет широкий спектр применения в коррекции различных нарушений, т.к. безмедикаментозно способствует развитию и нормализации работы мозга и практически не имеет противопоказаний.
Рекомендуется начинать вводить мозжечковую стимуляцию с самого раннего возраста, особенно детям с нарушениями развития, например, с расстройствами аутистического спектра, с задержками психоречевого развития, с гиперактивностью и дефицитом внимания, хромосомными нарушениями и др. Хорошо использовать мозжечковую стимуляцию и в профилактических целях для предупреждения проблем с письменной речью в школе.
Начать следует с игр на подражание на доске, например, «Сделай, как я» или «Зеркало», где взрослый показывает движения, а ребенок повторяет. Такие игры очень помогают установить визуальный контакт с ребенком, со-настроиться с ним. Они отлично развивают зрительное внимание и ориентацию в собственном теле, а также являются основой для развития и совершенствования тонкой и артикуляционной моторики.
Усложнением этих игр будет переход от показа движений только к вербальной инструкции, то есть ребенок ориентируется на слух. Взрослый ничего не показывает, а только произносит, например: «Руки вверх, на пояс, в стороны».
Как только у детей стало более-менее получаться, самое время добавить речь и речевые игры:
«Жадина». Взрослый называет предмет и спрашивает «Чей он?», а ребенок согласует слово с местоимением мой в роде и числе;
«Один-много». Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок в именительном падеже множественного числа;
«Скажи наоборот» — игра с антонимами;
«Доскажи словечко». Взрослый называет начало слова, а ребенок добавляет окончание и произносит слово полностью;
«Детёныши». Взрослый называет «взрослое» животное, а ребенок – его детеныша;
«Что из чего?». Взрослый называет из чего что-то сделано, например, «каша из риса», а ребенок образует относительное прилагательное – «рисовая каша»;
Игры «Съедобное-несъедобное», «Я знаю 5 слов на звук…» помогут отрабатывать нужные звуки и лексико-грамматические формы в увлекательной форме.
Учитель-логопед: Бородина Е.Л.