Развитие артикуляционной моторики у детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Описание опыта коррекционно-педагогической работы

Изучению артикуляционной моторки посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Анализируя данные вопросы с позиций разных наук, ученые выделяют необходимые для овладения полноценной речью психофизиологические компоненты, являющиеся своего рода предпосылками развития речи. Сложность речевой деятельности обуславливает наличие работ, освещающих, как правило, необходимость сформированности различных артикуляционных укладов на успешность формирования навыков речевой деятельности. Вместе с тем, современная практика требует исследований, отражающих междисциплинарный подход к изучению данной проблемы.

В силу множества неблагоприятных биологических и социальных причин отмечается рост количества детей, имеющих различные патологии развития. Наиболее распространенными среди детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) являются речевые нарушения, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (ОНР).

Многочисленные исследования дают сведения о состоянии психофизиологических функций у детей с общим недоразвитием речи. Так, Т.В. Ахутина, Р.А. Белова-Давид, В.И. Селиверстов, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, И.К. Колповская, Н.А. Никашина, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, Г.Ф. Чиркина, Т.А. Фотекова в своих работах указывают, что у школьников с ЗПР с общим недоразвитием речи нарушается слухоречевая память, воспроизведение ритмических структур и фонематическое восприятие, отмечаются низкие показатели зрительного гнозиса, переработки зрительно-пространственной информации, регистрируется некоторая двигательная недостаточность, отмечается наличие системного нарушения речи, затрагивающего все её компоненты, имеются эмоционально-личностные особенности поведения, которые затрудняют таким детям овладеть в достаточной мере речевой деятельностью.

Таким образом, исследования разных авторов позволяют определить, что у детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными именно артикуляционные уклады, вместе с тем фактически нераскрытой остается проблема изучения именно влияния недостаточности развития артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Особенности артикуляционной моторики, распространенность у них этих нарушений вызывают необходимость осуществления работы, направленной на формирование, коррекцию и развитие у них необходимых предпосылок к овладению устной речью еще в дошкольном возрасте. Вместе с тем, при достаточной исследованности вопросов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи в логопедической теории и практике малоизученными остаются проблемы содержания и структуры формирования комплексной готовности младших школьников к овладению речью путем первоначального развития артикуляционной моторики. Следствием нерешенности обозначенной проблемы является отсутствие практических рекомендаций по развитию артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Недостаточность развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психофизическое и речевое развитие ребенка. Поэтому своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае чрезвычайно важно для построения комплексной системы работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к дальнейшему полноценному обучению и развитию.

Итак, значимость вопроса изучения особенностей артикуляционной моторики у детей с ОНР II уровня, а также отсутствие в настоящее время научно обоснованных разработок комплексного изучения и формирования этих навыков у детей с речевыми нарушениями определяют актуальность темы.

Методологическая основа исследования: положение о единстве и неразрывности психических процессов и речи; положение о деятельности как ведущем факторе развития личности; концепция о речевой деятельности как сложном системном функциональном единстве (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев); современные представления о структуре речевого дефекта (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Л.С. Цветкова); концепция дошкольного детства как своеобразного этапа развития человека (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и «зоне ближайшего развития».

Научная новизна исследования заключается в том, что научно обоснованы методы и приемы комплексного изучения особенностей артикуляционной моторики детей данной категории.

У детей с общим недоразвитием речи II уровня отмечается недостаточность подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и (или) неумение ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного положения к другому.

Часто при данном уровне общего недоразвития речи оказывается, что артикуляторная база оказывается неполной, так как не все необходимые для речи слуходвигательные образования – звуки – сформировались. Звуковые замены различны, так как разные признаки звуков могут быть не сформированы (акустические или артикуляционные). Смешение и взаимозамены звуков могут образовываться в результат неуменья и осуществлять правильный выбор звуков при сформированности артикуляторной базы. Случаи ненормированного воспроизведения звуков (искажения) наблюдаются при неправильно сформированных отдельных артикуляторных позициях.

Артикуляционные расстройства при общем недоразвитии речи II уровня проявляются следующими признаками:

• нарушения мышечного тонуса;
• ограничение подвижности мышц органов артикуляционного аппарата
• (языка, губ, мягкого неба), а также лицевой мускулатуры;
• патология реципрокной иннервации;
• нарушения четкости кинестетических ощущений.

Характер нарушения мышечного тонуса зависит прежде всего от локализации поражения мозга и может быть следующим:

• спастичность артикуляционных мышц – постоянная повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре;
• ипотония – понижение мышечного тонуса;
• дистония – меняющийся характер мышечного тонуса [24].

При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут кзади, спинка изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Повышенье мышечного тонуса в мышцах лица еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.

При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно полуоткрыт выражена гиперсоцивация. При гипотонии мышц мягкого неба движения небной занавесочки вверх недостаточно, то проявляется в назализации звуков. При дистонии в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате при попытках речи – тонус резко нарастает. Характерным для этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звука.

Недостаточность подвижности артикуляционных мышц также нарушает артикуляционную моторику и звукопроизношение при дизартрии. При нарушении иннервации губ страдает произношение и гласных и согласных звуков. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить. Ограничения подвижности губ нередко нарушают артикуляцию в целом, так как эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование всей ротовой полости.

Ограниченная подвижность мышц языка при общем недоразвитии речи II уровня проявляется:

• в недостаточности подъема кончика языка вверх в полости рта;
• в ограничении движения языка вниз;
• в ограничении движения языка назад;

Ограниченная подвижность мышц мягкого неба утяжеляет нарушения звукопроизношения.

Дискоординационные расстройства – еще один характерный признак артикуляционных нарушений при общем недоразвитии речи II уровня. Проявление этих расстройств наблюдается при нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений, особенно при этом страдает выполнение тонких дифференцированных движений, так как они выполняются часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой). Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями в чередовании движений, и сохранении отдельных артикуляционных поз из-за присутствия тремора (мелкого дрожания кончика языка). Дискоординационные расстройства вызывают запаздывание включения артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и слов, что делает речь замедленной и скандированной.

Патология реципроксной инвертации является одним из звеньев в общей цепи нарушений артикуляционной моторики. Произвольные, в том числе и артикуляционные, движения осуществляются при синхронном протекании двух процессов: возбуждении нервных центров, приводящих к сокращению нервных мышц, и торможении, уменьшающем возбудимость центров, контролирующих группу мышц-антагонистов (выполняющих противоположную функцию). Во многих мышцах языка имеются волокна мышц, выполняющих основное движение и волокна антагонистических групп. Точность и дифференцированность движений, необходимых для нормального звукопроизношения, обеспечивается совместной работой этих двух групп мышц. Если избирательной иннервации не происходит, то нарушается выполнение движения и в итоге правильного произношения.

Таким образом, перечисленные нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют важный синдром общего недоразвития речи – синдром артикуляционных нарушений. Тяжесть и локализация поражения мозга дает свою специфическую картину артикуляционных расстройств при различных уровнях общего недоразвития речи.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи II уровня выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Паретичность (вялость) мышц органов артикуляции: у таких детей лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, так как нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за слабости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается [40].

Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», то есть вытянуть губы вперед и др [37].

Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка и голосовых складок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании удержать широкий язык на нижней губе под счет 5—10, язык не может сохранить состояние покоя и появляется дрожание и легкий цианоз, то есть посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не удерживает язык вне полости рта [37]. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксин при стертой дизартрии проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, то есть апраксия присутствует на всех моторных уровнях. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении одного движения на другое. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу [37].

Девиация, то есть отклонения языка от средней линии, проявляются также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка могут сочетаться с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носо-губной складки [37].

Гиперсаливация, то есть повышенное слюноотделение определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодики [37].

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у некоторых детей с общим недоразвитием речи II уровня отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, то есть дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, например, могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

2.2 Коррекционно-развивающая программа по развитию артикуляционной моторики у детей с общим недорозвитием речи II уровня.

Коррекционно-развивающая программа по развитию артикуляционной моторики построена на применении упражнений-комплексов.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Адресная направленность: данная программа рассчитана на детей с ЗПР младшего школьного возраста с ОНР II уровня.

Занятия поводятся в форме игры и вызывают естественный интерес детей. Специалист, реализующий программу, использует индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его темп овладения двигательными навыками, не допускается критика и резкие замечания. Стимуляцией к правильному выполнению упражнения является похвала достижений ребенка.

Предлагаемая коррекционно-развивающая программа по развитию артикуляционной моторики позволяет:

• выработать умение управлять своими органами артикуляции;
• формировать навык правильного речевого дыхания;
• улучшить дикцию, четкое произношение звуков;
• тренировать навык активно пользоваться мимическими мышцами;
• снижать двигательную активность, расторможенность детей;
• повышать работоспособность, речевую активность.

Движения и речь становятся более правильными, выразительными, эмоциональными. Дети становятся общительными, раскрепощенными, хорошо подготовленными к школе.

Цели и задачи программы

Цель программы: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

В ходе использования данной программы реализуются следующие задачи:

• Устранение дефектов звукопроизношения.
• Формирование правильного артикуляционного уклада языка.
• Закрепление произношения звука в слогах, словах, фразах.
• Совершенствование фонематического восприятия.
• Развитие просодической стороны речи.
• Развитие психических функций.

Организация работы по программе

Коррекция развития артикуляционной моторики у детей с ЗПР младшего школьного возраста требует организации специальной логопедической работы. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой детей младшего школьного возраста отводится 40 минут.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей детей. В структуру занятия могут входить:

• упражнения для развития артикуляционной моторики;
• упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
• дыхательная гимнастика;
• коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
• формирование фонематических процессов;
• работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
• обогащение и активизация словарного запаса.

Область применения: данную программу могут реализовывать учителя-логопеды, учителя-дефектологи, учителя начальных классов и воспитатели для закрепления навыков полученных на логопедических занятиях.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя и логопеда. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Условия реализации программного материала

Продолжительность коррекционно-развивающей программы по развитию артикуляционной моторики 10 занятий с периодичностью 2 занятия в неделю по 40 минут каждое.

Ожидаемые результаты

• Развитие и совершенствование комплекса движений артикуляционных органов.
• Повышение качества постановки звуков у детей на занятиях с логопедом.
• Закрепление правильного произношения звуков речи у дошкольников.
• Развитие фонематического восприятия, просодики, а также речевого и слухового внимания, памяти, мышления.

Содержание программы

План коррекционно-развивающей программы

№ п/п

Этапы занятия

Занятие 1. Знакомство с Королевством Речевых Звуков

1.

Вводная часть.

2.

Развитие слухового внимания.

3.

Знакомство с термином «Речевой звук»

4.

Развитие просодики. Произношение отдельных звуков.

5.

Физминутка

6.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

7.

Активизация словарного запаса по темам (игрушки, фрукты, овощи, животные и т.д.)

8.

Итог занятия.

Занятия 2-4.  Город Гласных Звуков

1.

Вводная часть.

2.

Артикуляционная гимнастика

3.

Развитие длительного плавного выдоха.

4.

Знакомство с гласными звуками:

-подготовительные упражнения;

- характеристика звука

5.

Развитие фонематического восприятия, развитие просодики

6.

Физминутка

7.

Автоматизация звука в словах.

8.

Итог занятия.

Занятия 5-9. Город Согласных Звуков

1.

Вводная часть.

2.

Артикуляционная гимнастика

Развитие физиологического дыхания.

3.

Знакомство со звуком:

- характеристика звука;

- автоматизация изолированного звука

4.

Развитие фонематического восприятия, развитие просодики

5.

Автоматизация звука в словах.

6.

Физминутка

7.

Итог занятия.

Итоговое занятие (10). Праздник

 

Занятие 1. Знакомство с Королевством Речевых Звуков

Занятие 1. Знакомство с Королевством Речевых Звуков

Вводная часть. Психогимнастика
Развитие слухового внимания. Игра «Молчанка»
Знакомство с термином «Речевой звук» Чтение стихотворения  «Разные звуки»
Развитие просодики. Произношение отдельных звуков. Игра «Спой «песенки» зверей»
Физминутка Пантомима «Прогулка в лес»
Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Беседа на тему: «Наш рот – дом звуков»
Активизация словарного запаса по темам (игрушки, фрукты, овощи, животные и т.д.) Игра «Назови скорее»
Итог занятия. Беседа

Разные звуки
Мы знаем, что много есть
звуков на свете:
Шептанье деревьев и плеск
у волны.
Бывают и звуки речи –
Мы точно их знать все должны.

Беседа.

Просим ответить детей на вопросы:

1. В каком Королевстве мы побывали сегодня?

2. Что такое звук? Какие звуки бывают?

3. Какие игры и упражнения вам понравились?

4. Если все игры и упражнения выполнили правильно, предлагаю поднять зеленый кружок; если частично – желтый, если сделали много ошибок – красный.

На занятиях 2-4 выполняются упражнения, направленные на развитие правильного произношения гласных звуков. Ниже приведены данные упражнения.

Звук А.

1. Артикуляционный уклад.

Перед зеркалом вместе с ребенком рассмотреть и «прочувствовать» положение языка, губ, зубов, работу голоса. Рот широко открыт, язычок внизу – «лежит на полу», включаем голосок – получается звук А.

2. Упражнение «Звуковая волна».

Перед тобой нарисована звуковая волна. Поставь указательный палец на точку слева и проследи пальчиком волну до точки справа, при этом произноси звук А.

3. Артистическая разминка.

• Что ты говоришь врачу, когда он осматривает твое горло? (А-а-а).
• Как гогочет гусь? (Га-га-га).
• Как зевает бегемот? (А-а-а).
• Как квакает лягушка? (Ква-ква-ква).
• Как лает пес? (Гав-гав-гав).

4. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Пропоем гласные звуки, причем сделаем это очень четко, даже утрируя. Это даст хорошую нагрузку языку, щекам, небно-глоточному кольцу, гортани. Кроме того, когда ребенок поет, в работу включаются легкие и диафрагма, формируется речевое дыхание.

А-а-а…!
Пошире рот открой,
Не ленись и громче пой!
А-а-а…!
Поем и я, и ты,
Упражнения просты: А-а-а…!

5. Игра «Ловишки».

Взрослый произносит четко, внятно, в медленном темпе звуки, ребенок хлопает в ладоши на заданный звук.

- Сейчас мы будем играть. Если услышишь звук А, ты должен его поймать в ладошки.

А О И А О У А А Ы А Э А И А

6. Подбор слов на заданный звук.

- Вспомни 3-5 предметов, названия которых начинаются на звук А. Нарисуй или наклей картинки в альбоме.

7. Упражнение «Измени голосок».

Взрослый произносит звук по-разному, затем просит ребенка воспроизвести образец.

- Как плачет малыш? А-а-а. (Звук долгий, жалостливый).

- Как показываем горло врачу? (Звук А долгий и громкий).

- Как поет певица? (Звук долгий, мелодичный и нежный).

- Как укачивают малыша? (Звук А долгий, с модуляцией).

- Если швея укололась иголкой? (Звук А короткий, вскрик).

Звук У.

1. Артикуляционный уклад.

Перед зеркалом вместе с ребенком рассмотреть и «прочувствовать» положение языка, губ, зубов, работу голоса. Рот приоткрыт, губы округлой формы вытянуты вперёд «трубочкой», язычок внизу – «лежит на полу», включаем голосок – получается звук У.

2. Упражнение «Звуковая волна».

- Перед тобой нарисована звуковая волна. Поставь указательный палец на точку слева и проследи пальчиком волну до точки справа, при этом произноси звук У.

3. Артистическая разминка.

• Как мычит корова? (Му-у-у).
• Как кукует кукушка? (Ку-ку-ку).
• Как завывает ветер? (У-у-у).
• Как гудит паровоз? (Ту-у-у, ту-ту).
• Как поет труба? (Ту-ду, ту-ту-у-у).

4. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Пропоем гласные звуки, причем сделаем это очень четко, даже утрируя. Это даст хорошую нагрузку языку, щекам, небно-глоточному кольцу, гортани. Кроме того, когда ребенок поет, в работу включаются легкие и диафрагма, формируется речевое дыхание.

А-а-а…! «У-у-у…! – сказала,
Пошире рот открой, ежась, Зина. -
Не ленись и громче пой! Ну, зимой и холодина!
А-а-а…! У-у-у…!»
Поём и я, и ты, Вторят волки ей в лесу,
Упражнения просты: А-а-а…! Они воют громко: «У-у-у…»

5. Игра «Ловишки».

Взрослый произносит четко, внятно, в медленном темпе звуки, ребенок хлопает в ладоши на заданный звук.

- Сейчас мы будем играть. Если услышишь звук У, ты должен его поймать в ладошки.

А У И У О У А У Ы У Э У И У

6. Подбор слов на заданный звук.

- Вспомни 3-5 предметов, названия которых начинаются на звук У. Нарисуй или наклей картинки в альбоме.

7. Упражнение «Измени голосок».

- Взрослый произносит звук по-разному, затем просит ребенка воспроизвести образец.

- Как воет волк? У-у-у. (Звук У долгий, жалостливый, с модуляцией).

- Как гудит пароход? (Звук У долгий и громкий, басом).

- Как звучит дудочка? (Звук У долгий, мелодичный и нежный).

8. Упражнение «Где спрятался звук?»

- Послушай внимательно слова и скажи, где спрятался звук У, в начале слова или в конце.

Утка ухо утренник умный какаду угол

улица пойду соберу узкий кричу удочка

Звук И.

1. Артикуляционный уклад.

Перед зеркалом вместе с ребенком рассмотреть и «прочувствовать» положение языка, губ, зубов, работу голоса. Рот открыт, губы растянуты в улыбке, язычок внизу – «лежит на полу», включаем голосок – получается звук И.

2. Упражнение «Звуковая волна».

- Перед тобой нарисована звуковая волна. Поставь указательный палец на точку слева и проследи пальчиком волну до точки справа, при этом произноси звук И.

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

А-а-а…! «У-у-у…! – сказала,
Пошире рот открой, ёжась, Зина. -
Не ленись и громче пой! Ну, зимой и холодина!
А-а-а…! У-у-у…!»
Поем и я, и ты, Вторят волки ей в лесу,
Упражнения просты: А-а-а…! Они воют громко: «У-у-у…»
И-и-и…!
Какой ты весельчак!
Ты смеешься звонко так:
И-и-и…!
На широком язычке
Звук рассыпался в смешке:
И-и-и…!

4. Игра «Ловишки».

- Сейчас мы будем играть. Если услышишь звук И, ты должен его поймать в ладошки.

И О И А У И Э И И Ы О Э И О

5. Подбор слов на заданный звук.

- Вспомни 3-5 предметов, названия которых начинаются на звук И, нарисуй или наклей картинки в альбоме.

Звук О.

1. Артикуляционный уклад. Рот открыт, губы слегка вытянуты и по форме напоминают овал, язычок внизу – «лежит на полу», включаем голосок – получается звук О.

2. Упражнение «Звуковая волна».

- Перед тобой нарисована звуковая волна. Поставь указательный палец на точку слева и проследи пальчиком волну до точки справа, при этом произноси звук О.

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

А-а-а…! «У-у-у…! – сказала,
Пошире рот открой, ежась, Зина. -
Не ленись и громче пой! Ну, зимой и холодина!
А-а-а…! У-у-у…!»
Поем и я, и ты, Вторят волки ей в лесу,
Упражнения просты: А-а-а…! Они воют громко: «У-у-у…»

И-и-и…! О-о-о…!
Какой ты весельчак! Округли красиво губы,
Ты смеешься звонко так: Разомкни немного зубы:
И-и-и…! О-о-о…!
На широком язычке Язык поглубже убери,
Звук рассыпался в смешке: Вздохни еще раз и тяни:
И-и-и…! О-о-о…!

4. Игра «Ловишки».

А О И О У О Э О О Ы О Э О И О

5. Подбор слов на заданный звук.

Вспомни 3-5 предметов, названия которых начинаются на звук О, нарисуй или наклей картинки в альбоме.

6. Упражнение «Измени голосок».

- Взрослый произносит звук по-разному, затем просит ребёнка воспроизвести образец.

- Как стонет старушка? (Звук О долгий, жалостливый, с модуляцией).

- Как потягивается папа? (Звук О долгий и громкий, басом).

- Как поёт певица? (Звук О долгий, мелодичный и нежный).

- Как удивляется мама? (Звук О короткий).

Звук Э.

1. Артикуляционный уклад.

Перед зеркалом вместе с ребенком рассмотреть и «прочувствовать» положение языка, губ, зубов, работу голоса. Рот открыт, губы слегка растянуты, язычок внизу – «лежит на полу», включаем голосок – получается звук Э.

2. Упражнение «Звуковая волна».

- Перед тобой нарисована звуковая волна. Поставь указательный палец на точку слева и проследи пальчиком волну до точки справа, при этом произноси звук Э.

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

А-а-а…! «У-у-у…! – сказала,
Пошире рот открой, ежась, Зина. -
Не ленись и громче пой! Ну, зимой и холодина!
А-а-а…! У-у-у…!»
Поем и я, и ты, Вторят волки ей в лесу,
Упражнения просты: А-а-а…! Они воют громко: «У-у-у…»

И-и-и…! О-о-о…!
Какой ты весельчак! Округли красиво губы,
Ты смеешься звонко так: Разомкни немного зубы:
И-и-и…! О-о-о…!
На широком язычке Язык поглубже убери,
Звук рассыпался в смешке: Вздохни еще раз и тяни:
И-и-и…! О-о-о…!
Э-э-э…
Я тебе задам вопрос.
Ты смешно наморщишь нос
И ответишь мне:
Э-э-э…
Я не знаю, что сказать,
Может, лучше помолчать?
Э-э-э…

4. Игра «Ловишки».

А Э И Э У О Э Ы Э И О Э А И Э

5. Подбор слов на заданный звук.

- Вспомни 3-5 предметов, названия которых начинаются на звук Э, нарисуй или наклей картинки в альбоме.

Звук Ы.

1. Артикуляционный уклад.

Перед зеркалом вместе с ребенком рассмотреть и «прочувствовать» положение языка, губ, зубов, работу голоса. Рот открыт, губы слегка растянуты в «оскале», зубы сближены, язычок внизу – «лежит на полу», включаем голосок – получается звук Ы.

2. Упражнение «Звуковая волна».

- Перед тобой нарисована звуковая волна. Поставь указательный палец на точку слева и проследи пальчиком волну до точки справа, при этом произноси звук Ы.

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

А-а-а…! «У-у-у…! – сказала,
Пошире рот открой, ежась, Зина. -
Не ленись и громче пой! Ну, зимой и холодина!
А-а-а…! У-у-у…!»
Поем и я, и ты, Вторят волки ей в лесу,
Упражнения просты: А-а-а…! Они воют громко: «У-у-у…»
И-и-и…! О-о-о…!
Какой ты весельчак! Округли красиво губы,
Ты смеешься звонко так: Разомкни немного зубы:
И-и-и…! О-о-о…!
На широком язычке Язык поглубже убери,
Звук рассыпался в смешке: Вздохни еще раз и тяни:
И-и-и…! О-о-о
Э-э-э… Ы-ы-ы…
Я тебе задам вопрос. Зеваешь ты, мой соня,
Ты смешно наморщишь нос Сладко тянешься спросонья:
И ответишь мне: Ы-ы-ы…
Э-э-э… Поспать еще часок
Я не знаю, что сказать, Или, может, выпить сок?
Может, лучше помолчать? Ы-ы-ы…
Э-э-э…

4. Игра «Ловишки».

А Ы И Ы У О Ы Ы Э И Ы О Ы А Ы

5. Подбор слов на заданный звук.

- Звук Ы всегда слышится в середине или в конце слова, а вот слов, которые начинаются на звук Ы, нет. Вспомни 3-5 предметов, в названиях которых есть звук Ы, нарисуй или наклей картинки в альбоме.

На занятиях 5-9 выполняются упражнения, направленные на развитие правильного произношения согласных звуков. Ниже приведены данные упражнения.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

1. Чьи зубы чище? Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание! 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Маляр. Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка небо, делая языком движения вперед-назад. Внимание! 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

3. Кто дальше загонит мяч? Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Внимание! 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы ребенок произносил звук «ф», а не звук «x», то есть чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

4. Вкусное варенье. Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

5. Индюк. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

6. Барабанщики. Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп. Внимание! 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л

1. Наказать непослушный язычок.

Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. Вкусное варенье.

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

3. Пароход гудит.

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход). Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

4. Индюк.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

5. Качели.

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. Лошадка.

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

7. Лошадка едет тихо.

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «л». Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Внимание! 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

8. Дует ветерок.

Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

1. Наказать непослушный язычок.

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. Сделать язык широким.

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. Приклей конфетку.

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх. Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

4. Грибок.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.) Внимание! 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

5. Кто дальше загонит мяч.

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Внимание! 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не звук х, то есть чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

6. Вкусное варенье.

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

7. Гармошка.

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Внимание! 1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

8. Фокус.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Внимание! 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям детям на логопедических занятиях предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой

«Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.

2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.

Упражнения дыхательной гимнастики

1. Снег. Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. Кораблики. Наполнить таз водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. Футбол. Соорудить из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».

4. Буль-бульки. Взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложить ребенку поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды — можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

5. Волшебные пузырьки. Предложить ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6. Дудочка. Предложить ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. Губная гармошка. Предложить ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

8. Цветочный магазин. Предложить ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Для оценки эффективности выполненной коррекционной работы необходимо соотнести результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах исследования. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Содержание работы

Баллы

Артем К. Максим Д. Александр Е.
Обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса 4 3 4
Обследование кинетического

орального праксиса

3 3 4
Обследование динамической координации артикуляционных движений 3 3 3
Обследование мимической мускулатуры 4 4 4
Обследование мышечного тонуса

языка и

наличия

патологической симптоматики

4 3 4
Итоговая оценка: 3,6 3,2 3,8

Сравнительная гистограмма развития артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи II уровня на констатирующем и контрольном этапе эксперимента представлена на рисунке 1.

Сравнительная гистограмма развития артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи II уровня

Рис. 1. Сравнительная гистограмма развития артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи II уровня

Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития артикуляционной моторики у детей с ОНР II уровня находится на среднем и низком уровнях и требует специального коррекционного воздействия.

На этапе формирующего эксперимента была реализована коррекционно-развивающая программа по развитию артикуляционной моторики.

Наблюдения за артикуляционной моторикой детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня в ходе контрольного эксперимента показали, что уровень подвижности, выносливости, точности движений активных мышц артикуляции у детей значительно возрос. Кроме того, предъявляемый комплекс упражнений вызвал интерес детей к данной работе и сделал многочисленные повторения не однообразными и скучными, а увлекательными и разнообразными.

Заключение

В настоящее время необходимость более глубокого изучения вопросов речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня связана с подготовкой их к обучению в школе. Для детей с общим недоразвитием речи это особенно актуально, так как несформированность артикуляторных компонентов ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует усвоению знаний.

Недоразвитие всех компонентов речи (артикуляторных, фонетико-фонематического, лексико-грамматического); более медленное развитие речи обуславливает наличие у таких детей вторичных отклонений в развитии психических процессов и создаёт значительные трудности при овладении детьми связной речью. В работах современных психологов, логопедов и педагогов указывается на то, что даже при нормальном развитии речи умения и навыки связной монологической речи при их спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для успешного усвоения знаний, — этим умениям и навыкам необходимо обучаться специально, так считают В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многие другие.

Проведенное нами исследование уровня сформированности артикуляторных компонентов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня показало, что из-за недостаточной сформированности артикуляторной моторики у детей данной категории отмечается значительная неспособность свободно пользоваться в речи словесными обозначениями, затруднена связная, монологическая речь. В процессе логопедической работы с дошкольниками необходимо учитывать особенности и последовательность развития артикуляторной моторики в онтогенезе. И это, как и любая сознательная работа требует серьезного понимания и умения справляться с этими трудностями.

Итак, результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что публикации на данную тему единичны и в основном не раскрывают сущности проблемы, описывая не сами дефекты, а пути их коррекции.

2. Анализ и обобщение теоретико-концептуальных подходов к данной проблеме позволил провести исследование, отвечающее теме нашей работы.

3. При подборе диагностического материала выяснилось, что отдельных методик для диагностики артикуляционной моторики не существует. В существующих методика комплексного обследования речи детей имеются специальные разделы с упражнениями, направленными на обследования артикуляторной моторики. При этом упражнения, представленные в методиках различных авторов во многом повторяют друг друга, что позволило нам разработать собственную диагностическую программу.

5. Исследование данной проблемы позволило разработать рекомендации по развитию артикуляции у детей с общим недоразвитием речи II уровня.

Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи реализованы.

Список используемой литературы

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое развитие общение детей 3-7 лет, [Текст] / А.Г. Арушанова.- Москва, 2009 год.- 224 с.
2. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 132 с.
3. Гвоздев, А.Н Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. Москва, 2001 год. – 212 с.
4. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество [Текст] / Н.И. Жинкин. — М.: Лабиринт, 2008. — 368 с.
5. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Б.М, Мастюкова, Т.Б. Филичева.: Просвещение, 2000. — 239 с.
6. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте [Текст] / М. Зееман – М.: Медицина, 2002.- 264 с.
7. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б.Иншакова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 186 с.
8. Каше, Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей и логопедов [Текст] / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева М.: Издат-Школа, 2005. — 312 с.
9. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше, М.: Просвещение, 2005. — 207 с.
10. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. [Текст] / М.М. Кольцова — М., 2009.- 68 с.
11. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — Санкт-Петербург, Союз, 2009 год. – 322 с.
12. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). [Текст] / Р.И Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб., 2009.—158 с.
13. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : избранные труды / под ред.- сост. Г.В.Чиркина, Н.Б. Шошин. М.: АРКТИ, 2005. -224 с.
14. Леонтьев, А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев — М.: Просвещение, 2009. — 214 с.
15. Методы обследования речи у детей [Текст] / под общей редакцией И.Т. Власенко И.Т., Г.В. Чиркиной М: Эксмо, 2002. — 169 с.
16. Монтессори, М. Дом ребенка: [Текст] / М. Монтессори. Спб. – 2003 г. – 178 с.
17. Мухина, B.C. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина М.: Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. — 352 с.
18. Нарушение речи у дошкольников. [Текст] / сост. Р.А. Белова-Давид. — М., «Просвещение»,2002.-156 с.
19. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Левиной Р.Е. — М., 2008.- 266 с.
20. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов. [Текст] / Е.А. Пожиленко – М., 2001.- 248 с.
21. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез 2005. — 208 с.
22. Савина, Л.И. Пальчиковая гимнастика. [Текст] / Л.И. Савина М., 2009.- 268 с.
23. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство ППО «МОДЕК», 2002. — 224 с.
24. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. [Текст] / Е.И. Тихеева-М.; Просвещение, 2001.-198 с.
25. Ткаченко, Т.А. В первый класс – без дефектов речи. [Текст] / Т.А. Ткаченко – СПб., Питер, 2009.- 126 с.
26. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст] / .А. Тумакова — М., 2001.- 322 с.
27. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова. Москва, Владос, 2003 год.- 216 с.
28. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М., 2009- 254 с.
29. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду. [Текст] / Т.Б.Филичева Н.А. Чевелева — М, 2007.- 174 с.
30. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т.Б. Чиркина, Г.В. Чиркина В 2 ч. Ч. I. М.: Альфа, 2003. — 103 с.
31. Филичева, Т.Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни [Текст] / Т.Б. Чиркина, Г.В. Чиркина. М.: Питер-пен, 2009. — 466 с.
32. Филичева, Т.Б., Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,- М., 2006.- 164 с.
33. Хватцев, М.Е. Логопедия. [Текст] / M.E. Хватцев — М., 2002.- 452 с.
34. Хрестоматия по логопедии [Текст] / II часть, под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова, Москва, «Владос», 2007 год. – 126 с.
35. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. Заведений [Текст] / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издат. центр «Академия», 2009 – 368 с.
36. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. [Текст] / В.В. Цвынтарный. СПб., 2006.-238 с.
37. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст] С.Н. Цейтлин / Санкт-Петербург, М и М, 2007 год. – 320 с.
38. Шанина, Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: [Текст] / Учебное пособие./ Г.Е. Шанина. М., 2009.-216 с.
39. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин — Воронеж: МОДЭК, 2005. — 416 с.
40. Ядэшко, В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет [Текст] / В.И, Ядешко. Москва, 2006 год. – 158 с.
41. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. [Текст] / А.В. Ястребова. Москва, Аркти, 2000 год.- 212 с.
42. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
43. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. ЗВУКИ НА ВСЕ РУКИ. 50 логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
44. Герасимова, А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Логопедическая энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2006.
45. Карельская, Е. Использование символов в работе над звуками // Дошкольное воспитание. – 2000. — № 1 – С. 23-33.
46. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха 4-5 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
47. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
48. Новоторцева Н.В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1998.
49. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказка о веселом Язычке. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
50. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

Автор: Костина Наталья Евгениевна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Сборник словесных дидактических игр на развитие словообразования у детей с ОНР Сборник словесных дидактических игр на развитие словообразования у детей с ОНР
Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.