Цель занятия: совершенствование навыков согласования числительных с существительными в родительном падеже.
Задачи:
- совершенствование навыков в разгадывании загадок;
- совершенствование логического мышления;
- совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- закрепление произношения [ш] в слогах;
- закрепление понятия «одежда»;
- совершенствование навыков употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме;
- введение в словарь существительных нового слова – гардероб;
- совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слова;
- воспитание бережного отношения к одежде;
- воспитание коммуникативных навыков.
Организационный момент.
«Отгадайте загадки!».
По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. (Брюки)
Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (Варежки)
Варежки для ног.
Не галстук он, не воротник. А шею обнимать привык. Он помогает нам всегда, когда приходят холода. (шарф)
Я как зонт — не промокаю, от дождя вас защищаю, и от ветра вас укрою, ну, так что же я такое? (плащ)
Логопед. Скажите, как одним словом можно назвать все эти предметы? (одежда)
Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Умнички. Хотите послушать сказку:
- Рано утром проснулся наш язычок, открыл окошко («Окошко»)
- Выглянул, посмотрел вниз на землю, нет ли там луж. А потом на небо, светит ли солнце? (Качели)
- Посмотрел на часики, который час? («Часики»)
- Быстренько напек блинчики («Блинчик»)
- Попил чайку («Чашечка»)
- Не забыл подуть на чаек («Чашечка, дуем на язычок»)
- Стал одеваться, пуговка оторвана, нужно ее пришить («Иголочка»)
- Застегнулся («Накажи язычок»)
- Пришил еще пуговицу, застегнулся, и еще одну…
В этот момент язычок прислушался, за окном раздавались какие-то звуки:
Шта-што-шту
Шту-што-шта
Што-шта-шту
Ашт-ошт-ушт
Ушт-ашт-ошт
Ошт-ушт-ашт
Оказалось, это по лужам шлепала лягушка. Язычок весело запел:
Ша-ша-ша-как погода хороша
Шо-шо-шо-погуляю хорошо
Шу-шу-шу-лягушку в гости приглашу
Пальчиковый массаж
Логопед. Какие вы молодцы, ребята! А теперь, давайте одежду посчитаем, а помогут нам в этом наши пальчики:
Мы одежду изучаем сжимаем и разжимаем кулаки
И ее вам называем:
Плащ, пальто, ветровка, куртка, пиджак, (сгибаем пальцы по порядку, на одной руке)
Жилет, брюки, платье, шарф, жакет. (сгибаем пальцы другой руки)
Игра «Чей? Чья?»
Появляется «Рассеянный»
Рассеянный. Ох! Ах! Здравствуйте, дети!
Логопед. Рассеянный, а что же брюки на тебе на левую сторону? И шапка задом наперед?
Рассеянный. Мой брюки, мои шапка…
Логопед. Ты что-то путаешь. Ребята, как нужно сказать — это чьи брюки?
Дети. Мои.
Логопед. А чья шапка?
Дети. Моя.
Рассеянный (берет в руки мяч и кидает каждому). Так, а куртка, тапки и так далее.
Игра «Назови ласково»
Рассеянный. Все понял.
Логопед. Рассеянный, нужно любить свою одежду, бережно к ней относиться, и даже уметь ее называть ласково!
Рассеянный. Это как?
Логопед. А вот как!
Логопед вместе с детьми подходят к магнитной доске, проводится игра «Назови ласково»
Кофта-кофточка
Брюки-брючки
Тапки- тапочки
Шарф-шарфик и т.д.
Игра «Есть-нет»
Логопед. Рассеянный, ты знаешь, а ведь у меня есть две шапки (показывает картинку, на ней с обратной стороны цифра — 2). А у тебя?
Рассеянный (берет картинку с брюками, на обороте цифра -3). А у меня нет двух шапок, но есть трое брюк. А у тебя, Сергей? (обращается к ребенку)
Сергей. А у меня нет трех брюк, но есть четыре шапки (показывает картинку)
Игра продолжается, пока не ответят все дети.
Звуко-буквенный анализ слова.
Логопед. Ну вот. Все эти вещи, одежда составляют наш гардероб.
Гардероб — это одежда одного человека или семьи; а также гардеробом могут называть шкаф для одежды.
Дети при помощи логопеда выполняют анализ слова, в нём- 3 слога, 8 букв, 8 звуков.
Игра «Кто быстрее»
Логопед. Рассеянный, тебе понравилось у нас?
Рассеянный. Да, конечно.
Логопед. А ты не хочешь переодеться? А дети тебе помогут?
Игра-соревнование, кто быстрее оденется.
Дети одевают – гостя и ребенка.
Итог занятия.
Рассеянный благодарит детей, угощает конфетами и удаляется.
Сучкова Валентина Викторовна,
учитель-логопед
МБДОУ д/с №4 «Теремок»,
г. Искитим НСО