При работе с детьми с ОНР, когда рассказы детей, чаще всего, выглядят как набор непоследовательных аграмматичных фраз, очень важна поэтапность обучения. В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному.
Основные направления коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Формирование связной речи – это формирование и формулирование связных мыслей. Опираясь на принцип поэтапного формирования умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин) можно понять, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций с опорой на вспомогательные средства, а затем сокращается, свертывается и постепенно осуществляется во внутреннем плане.
К таким вспомогательным средствам формирования связной речи детей с ОНР относятся: наглядность (по поводу которой происходит речевое высказывания) и моделирование плана высказывания, на значимость которого указывали Л.С.Выготский (1996), В.К.Воробьева (1988), В.П. Глухов (2004).
Если расположить используемые при обучении дошкольников виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности и «свертывания» смоделированного плана высказывания, то можно выделить следующие этапы коррекционно-логопедической работы:
I этап
Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на демонстрацию действий, включает следующие этапы работы:
1.Формирование навыка воспроизведения рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;
2. Формирование навыка составления рассказа по демонстрируемым действиям.
II этап
Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на картинный материал, включает следующие этапы работы:
1.Формирование навыка пересказа:
1.1. по серии сюжетных картинок;
1.2.по сюжетной картинке;
1.3. по набору предметных картинок.
2. Формирование навыка составления рассказа:
1.1. по предметно-графической схеме;
1.2. по серии сюжетных картинок;
1.3. по сюжетной картинке.
3. Формирование навыка составление рассказа-описания по картинке:
1.1. формирование навыка составления простого рассказа-описания;
1.2. формирование навыка составления развернутого рассказа-описания.
III этап
Цель: Формирование навыка связной речи без зрительной опоры, включает следующие этапы работы:
1. Формирование навыка пересказа литературного произведения.
2. Формирование навыка составления рассказа:
1.1. по опорным словам;
1.2. по сюжетам из личного опыта детей;
1.3. творческие рассказы.
3. Формирование навыка составления рассказа-описания по представлению.
Уколова Ольга Анатольевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка»,
г.о. Жигулёвск