Презентация: Использование метода Биологической обратной связи в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида.
В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца – ДАС‑БОС. На основании метода разработана методика коррекции речи и функционального состояния человека, автором которой является Александр Афанасьевич Сметанкин.
Под контролем биологической обратной связи у учащихся формируется диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённым равномерным плавным выдохом, который затем используется для формирования нового динамического стереотипа речевого дыхания, речи и поведения.
Метод БОС основывается на принципе передачи информации получаемой при помощи специальных датчиков от тела человека в картинку, звук – сигнал обратной связи.
С помощью метода ДАС – БОС у ребёнка постепенно уменьшается психологическое напряжение и нормализуется частота пульса. В результате тренировок происходит максимальная синхронизация работы дыхательной и сердечно – сосудистой системы.
Презентация
Содержание презентации:
Слайд 1.
Биологическая обратная связь (БОС) – это уникальная технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры.
Слайд 2.
В 80-ые годы Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром Афанасьевичем с соавторами, была разработана система дыхательного тренинга по методу БОС
Слайд 3.
Цель методики: формирование, совершенствование и коррекция речи у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца
Задачи методики:
- формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма;
- профилактика нарушений голоса и речи;
- налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе);
- устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время неё;
- развитие высших психических функций;
- оздоровление организма в целом.
Слайд 4.
Коррекция речи осуществляется в два этапа:
1 этап: Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС с максимальной ДАС
2 этап: Обучение новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи в фазе равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха ребёнка.
Слайд 5.
Существуют — показания и противопоказания к применению метода ДАС-БОС , которыми мы руководствуемся.
Показания к применению метода ДАС-БОС:
- логоневрозы, заикание.
- нарушения темпа речи.
- профилактика нарушений голоса и речи.
- дислалия.
- дизартрия.
- ринолалия.
Абсолютны противопоказания отсутствуют.
Относительные противопоказания:
- возраст ребёнка менее четырёх лет.
- наличие диафрагмальной грыжи.
- тяжёлые формы психических расстройств.
- грубые нарушения интеллекта.
- повышенная судорожная готовность головного мозга.
Слайд 6.
ДАС — это физиологическое явление, возникающее в результате взаимодействия двух отделов вегетативной нервной системы (ВНС).
На вдохе более активен симпатический отдел. Он повышает частоту сердечных сокращений (ЧСС) и расширяет просвет бронхов (ПБ).
На выдохе преобладает влияние парасимпатического отдела, что приводит к снижению ЧСС и сужению ПБ. Величина ДАС — это разница между величиной ЧСС на вдохе и на выдохе. Она выражается в «уд./мин.»
Слайд 7.
Свойства ДАС.
Величина ДАС зависит от возраста. Чем старше человек, тем ниже его ДАС. Величина ДАС постоянно колеблется в зависимости от физического и психического состояния человека.
- Если человек спокоен, находится в комфортном состоянии, то показатель ДАС будет близок к возрастной норме.
- Если человек пребывает в состоянии стресса, психоэмоционального перенапряжения или «предболезни» — величина ДАС резко падает.
Слайд 8. Дыхание животом
По методу Александра Афанасьевича у человека должно быть сформировано диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом.
При неглубоком вдохе наш живот надувается — как шарик, а при выдохе – спокойно, неторопливо сдувается.
Слайд 9.
На следующем слайде представлена
Техника освоения навыка диафрагмально-релаксационного дыхания
Слайд 10.
Навык дыхания по Сметанкину, полученный на сеансах ДАС-БОС оказывает:
- общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка;
- это профилактика и коррекция логопедических нарушений;
- повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;
- устранение избыточного психоэмоционального напряжения во время речи;
- налаживание речевого синергизма;
- профилактика нарушений голоса и речи.
Слайд 11.
В состав кабинета БОС входит:
- компьютерный комплекс с программным обеспечением;
- комплект многоразовых датчиков ЧСС и ЧД;
- прибор биологической связи (ПБС).
Слайд 12.
Коррекционный курс разделён на 5 этапов.
На каждый из них отводится определённое количество часов и каждый из них имеет свои коррекционные задачи.
Слайд 13.
Выработке устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания помогает компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения выдоха
Слайд 14.
Каким образом происходит занятие?
Каждое практическое занятие имеет два периода, которые сменяют друг друга: период работы и период отдыха.
В период отдыха ребёнок в музыкальном сопровождении смотрит подборку слайдов о животных, птиц, о разнообразии транспорта и цветов, слушает русские народные сказки.
В периоды работы (тренировки) предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС.
Слайд 15.
Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах на мониторе в виде сюжетов — («столбик», «закрась забор», «раскрась картинку», «окно», «пчела»).
Слайд 16.
Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.
Слайд 17.
Все сюжеты имеют коррекционные задачи.
- развитие оптико — пространственной ориентировки (понятия «вверх» — «вниз», «правый верхний угол», «нижний левый угол»).
- развитие глазодвигательных мышц.
- развитие просодических компонентов речи ( темп, ритм, мелодика).
- развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.
- уточнение и обогащение словарного запаса детей: как активного, так и пассивного.
- автоматизация и дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.
- использование усвоенных типов предложений в связной речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы.
- развитие высших психических функций.
- развитие спонтанной речи учащихся по методу БОС с максимальной ДАС на фоне адекватного психоэмоционального и мышечного напряжения.
Слайд 18.
Вся информация по сеансам проходит компьютерную обработку и на экране появляется пульсограмма.
Слайд 20.
Спасибо за внимание!
Брисюк Елена Алексеевна,
учитель начальных классов, логопед,
ГОУ ЯО Петровская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат,
Р. п. Петровское