Использование метода Биологической обратной связи в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида

БОСПрезентация: Использование метода Биологической обратной связи в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида.

В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца – ДАС‑БОС. На основании метода разработана методика коррекции речи и функционального состояния человека, автором которой является Александр Афанасьевич Сметанкин.

Под контролем биологической обратной связи у учащихся формируется диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённым равномерным плавным выдохом, который затем используется для формирования нового динамического стереотипа речевого дыхания, речи и поведения.

Метод БОС основывается на принципе передачи информации получаемой при помощи специальных датчиков от тела человека в картинку, звук – сигнал обратной связи.

С помощью метода ДАС – БОС у ребёнка постепенно уменьшается психологическое напряжение и нормализуется частота пульса. В результате тренировок происходит максимальная синхронизация работы дыхательной и сердечно – сосудистой системы.

Презентация

Содержание презентации:

Слайд 1.

Биологическая обратная связь (БОС) – это уникальная технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры.

Слайд 2.

В 80-ые годы Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром Афанасьевичем с соавторами, была разработана система дыхательного тренинга по методу БОС

Слайд 3.

Цель методики: формирование, совершенствование и коррекция речи у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца

Задачи методики:

  • формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма;
  • профилактика нарушений голоса и речи;
  • налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе);
  • устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время неё;
  • развитие высших психических функций;
  • оздоровление организма в целом.

Слайд 4.

Коррекция речи осуществляется в два этапа:

1 этап: Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС с максимальной ДАС

2 этап: Обучение новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи в фазе равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха ребёнка.

Слайд 5.

Существуют — показания и противопоказания к применению метода ДАС-БОС , которыми мы руководствуемся.

Показания к применению метода ДАС-БОС:

  • логоневрозы, заикание.
  • нарушения темпа речи.
  • профилактика нарушений голоса и речи.
  • дислалия.
  • дизартрия.
  • ринолалия.

Абсолютны противопоказания отсутствуют.

Относительные противопоказания:

  • возраст ребёнка менее четырёх лет.
  • наличие диафрагмальной грыжи.
  • тяжёлые формы психических расстройств.
  • грубые нарушения интеллекта.
  • повышенная судорожная готовность головного мозга.

Слайд 6.

ДАС — это физиологическое явление, возникающее в результате взаимодействия двух отделов вегетативной нервной системы (ВНС).

На вдохе более активен симпатический отдел. Он повышает частоту сердечных сокращений (ЧСС) и расширяет просвет бронхов (ПБ).

На выдохе преобладает влияние парасимпатического отдела, что приводит к снижению ЧСС и сужению ПБ. Величина ДАС — это разница между величиной ЧСС на вдохе и на выдохе. Она выражается в «уд./мин.»

Слайд 7.

Свойства ДАС.

Величина ДАС зависит от возраста. Чем старше человек, тем ниже его ДАС. Величина ДАС постоянно колеблется в зависимости от физического и психического состояния человека.

  • Если человек спокоен, находится в комфортном состоянии, то показатель ДАС будет близок к возрастной норме.
  • Если человек пребывает в состоянии стресса, психоэмоционального перенапряжения или «предболезни» — величина ДАС резко падает.

Слайд 8. Дыхание животом

По методу Александра Афанасьевича у человека должно быть сформировано диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом.

При неглубоком вдохе наш живот надувается — как шарик, а при выдохе – спокойно, неторопливо сдувается.

Слайд 9.

На следующем слайде представлена

Техника освоения навыка диафрагмально-релаксационного дыхания

Слайд 10.

Навык дыхания по Сметанкину, полученный на сеансах ДАС-БОС оказывает:

  1. общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка;
  2. это профилактика и коррекция логопедических нарушений;
  3. повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;
  4. устранение избыточного психоэмоционального напряжения во время речи;
  5. налаживание речевого синергизма;
  6. профилактика нарушений голоса и речи.

Слайд 11.

В состав кабинета БОС входит:

  1. компьютерный комплекс с программным обеспечением;
  2. комплект многоразовых датчиков ЧСС и ЧД;
  3. прибор биологической связи (ПБС).

Слайд 12.

Коррекционный курс разделён на 5 этапов.

На каждый из них отводится определённое количество часов и каждый из них имеет свои коррекционные задачи.

Слайд 13.

Выработке устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания помогает компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения выдоха

Слайд 14.

Каким образом происходит занятие?

Каждое практическое занятие имеет два периода, которые сменяют друг друга: период работы и период отдыха.

В период отдыха ребёнок в музыкальном сопровождении смотрит подборку слайдов о животных, птиц, о разнообразии транспорта и цветов, слушает русские народные сказки.

В периоды работы (тренировки) предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС.

Слайд 15.

Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах на мониторе в виде сюжетов — («столбик», «закрась забор», «раскрась картинку», «окно», «пчела»).

Слайд 16.

Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.

Слайд 17.

Все сюжеты имеют коррекционные задачи.

  • развитие оптико — пространственной ориентировки (понятия «вверх» — «вниз», «правый верхний угол», «нижний левый угол»).
  • развитие глазодвигательных мышц.
  • развитие просодических компонентов речи ( темп, ритм, мелодика).
  • развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.
  • уточнение и обогащение словарного запаса детей: как активного, так и пассивного.
  • автоматизация и дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.
  • использование усвоенных типов предложений в связной речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы.
  • развитие высших психических функций.
  • развитие спонтанной речи учащихся по методу БОС с максимальной ДАС на фоне адекватного психоэмоционального и мышечного напряжения.

Слайд 18.

Вся информация по сеансам проходит компьютерную обработку и на экране появляется пульсограмма.

Слайд 20.

Спасибо за внимание!

Брисюк Елена Алексеевна,
учитель начальных классов, логопед,
ГОУ ЯО Петровская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат,
Р. п. Петровское

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.