Конспект логопедического занятия в 3 классе «Дифференциация звуков Б-Б’, П-П’»
Темы:
Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.
Грамматическая: сомнительные согласные Б-Б’, П-Пʼ в середине и в конце слова.
Лексическая: расширение словаря прилагательных и глагольного словаря.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- различение звуков [б - п] на слух и в произношении в слогах, словах и словосочетаниях;
- уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
- закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
- профилактика буквенных замен;
- развитие лексического словаря.
Коррекционно-развивающие:
- развитие координации речи с движением;
- развитие внимания, памяти, воображения и мышления;
- развитие мелкой моторики;
- развитие фонематического восприятия.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание нравственно-этических чувств.
Ход занятия:
Оргмомент:
Приветствие.
1. Пальчиковая гимнастика. Самомассаж пальцев рук.
Работа с резинкой для банкнот. Массаж одноименных пальцев рук проговариванием слов: «Попробуй поработай».
Запись числа в тетрадях.
2. Развитие навыков звукового и слогового анализа:
Фонетическая разминка:
Запиши третью букву в слове: ПУБЛИКА, КАПРИЗУЛЯ, УСПЕХ, ТЮБИК.
Запиши второй слог в слове: КОБУРА, КАБИНЕТ, ТРОПИНКА, ХЛОПУШКА.
Запиши спрятавшиеся слова (КАРТОЧКА 1)
ШАОЛСИДБРАТЫЩЕЫМОЧЛГЛГСРУКСНПАКЕТД
(брат, пакет)
После каждого пункта — проверка, дети на полях выставляют за каждый пункт себе оценки.
Итог разминки: у кого все пятерки, тот молодец!
Посмотрите на буквы, слоги, слова — какой вывод вы можете сделать? Чему мы будем учиться? Что мы сможем развить? Какими мы будем на занятии?
Сформулировать и записать тему на доске.
Основная часть.
1.Сравнительная характеристика звуков П — Б (согласный, звонкий – глухой, твердый — мягкий)
- Я приготовила для вас трудные, но интересные задания, попробуем их выполнить?
2.Необычные слова — анаграммы с буквами П, Б (КАРТОЧКА 2)
Измени порядок букв в слове и запиши новые слова, используя образец:
КРАБ-БРАК. (Работа в парах).
ЛАПКА- ……палка, ПИЛКА — …липка,
КАБАН-……. банка, СКУП — ……..пуск,
КАРП — ….парк, КАПЛИ -… лапки.
3. Дифференциация звуков Б-Б’, П-П’ в словах. (Запись на доске).
Игра «Узнай слово».
Вставь в слова пропущенные согласные звуки П, Б запиши и прочитай.
АС_ ОРТ
__О__УГАЙ
__ОСТУ_ОК
ОМ_ А
_У_ЛИК
_О_ ЛАВОК
С_ АСИ_ О
_РИ_ ОР
С одушевленными существительными составьте предложения, в которых все слова начинаются на заданный звук.
(пример: Белая бабочка была большая.)
4. Сомнительные согласные П, Б в середине и в конце слова «Буква заблудилась». (Запись на доске)
После проверки вставь пропущенные буквы П, Б:
КРА___
СУГРО__
РЫ__КА
ГРИ__КИ
СКРИ__
ЧЕРЕ__
ШЛЯ__КА
Ю__КА
СИРО__
С__ОСО__
УЛЫ__КА
ШЛЁ__КИ
5. Физминутка.
Оздоровительный массаж всего тела:
Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потерли руки,
А затем ладошкой в лоб –
Хлоп-хлоп-хлоп.
Щеки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем.
Ну-ка, дружно, не зевать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот и шея.
Ну-ка, живо переходим на загривок.
А теперь уже, гляди.
Добрались и до груди.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
Постучим и тут, и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу,
Чуть нагнулись, ровно дышим,
Хлопаем как можно выше.
6. Восстановление деформированных слов. (КАРТОЧКА 3)
Отгадай слова, поставив слоги в нужном порядке
(проверка с опорой на картинки каточки 4).
Образец: ЛА, ОБ, КА — ОБЛАКА.
БА,КА,ЧОК-…..
БУ, КА, ЛАВ -….
БАК,РЫ -
А,КОС,БРИ-…….
ПА,ЛАМ -
МА, НА, ПА. …..
7. Подбери слово признак к каждому существительному (КАРТОЧКА РИС 4)
Запишите словосочетания по памяти.
Работа по согласованию слов в словосочетаниях.
Подберите к словам-предметам на картинках слова-действия, записанные на индивидуальных карточках (логопед выставляет на доску пособие и раздает индивидуальные карточки со словами-действиями)
Картинки: паук, рыба, капуста, палатка, баранка, спутник, полк, тумбочка, рубашка, пуговицы, письмо.
Слова (КАРТОЧКА 5)
ПРИБИТЬ
ШТОПАТЬ
ПРИШИТЬ
РАЗОБРАТЬ
ПОСЛАТЬ
ПОЙМАТЬ
БОЯТЬСЯ
ПОСТАВИТЬ
ИСПЕЧЬ
УПРАВЛЯТЬ
(полку)
(рыбу)
(рубашку)
(паука)
(пуговицы)
(палатку)
(тумбочку)
(баранки)
(письмо)
(спутником)
Запись словосочетаний на доске и обозначение звуков.
П, Б по твердости-мягкости.
8. Дополнительные задания.
Прочитай скороговорку и повтори в быстром темпе.
Наш Полкан из Байкала лакал.
Полкан лакал, но не мелел Байкал
Батон, буханку и баранку пекарь испек спозаранку.
Подорожник по дороге собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий подорожник подороже.
Пословицы и поговорки для тренировки звукопроизношения.
Постарайтесь объяснить смысл пословиц.
Береги бровь, глаз цел будет.
Лучше врага бить, чем битым быть.
Фадей, не робей -— робких жизнь не любит.
Трус—-что плохой пес: хвост поджал и побежал.
На народ плевать — себе в глаза попадешь.
К доброму плохое не пристало.
Итог занятия.
- Чем занимались на занятии? Чему мы учились? Какие выводы можно сделать?
- Спасибо за работу.
Головизнина С.В.,
учитель-логопед