Данное занятие рассчитано на учащихся 2 класса по теме: «Дифференциация звуков [С, Ш]«
Цели данного занятия направлены на развитие фонематического восприятия, дифференциации звуков и букв С и Ш, формирование навыков языкового анализа, слухового и зрительного внимания, формирование навыков работы по инструкции.
При планировании и проведении занятия учитываются требования программы, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В течение занятия используются разнообразные методы и приемы, которые располагаются в порядке нарастания сложности. Урок построен так, чтобы на протяжении всей работы дети были активны и заинтересованы.
Данное занятие построено с применением наглядных, словесных, практических методов. Широко использованы приемы работы: наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, словесные, что способствует подготовке школьников к усвоению орфографических навыков при помощи специальных упражнений. Используется релаксационно — расслабляющее упражнение на снятие скованности артикуляционного аппарата, для создания положительного настроения.
Все предложенные задания направлены на развитие и коррекцию неречевых психических функций и речевой функции.
Работая над дифференциацией букв и звуков С и Ш, необходимо учесть все проблемы ребенка и подходить к данной проблеме комплексно.
Комплексная работа по дифференциации С и Ш позволяет получить устойчивые результаты, уменьшить количество ошибок, допускаемые детьми на письме и при чтении.
Конспект логопедического занятия по теме:
Дифференциация звуков [С, Ш]
ЦЕЛИ:
- уточнение и сравнение артикуляции и звучание звуков [С, Ш];
- выделение звуков С,Ш из начала и середины слова,
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками [С, Ш].
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки вверх.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.
II. Сообщение темы занятия.
- Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш).
- Как подул холодный ветер? (С-с-с).
Сегодня мы будем повторять звуки [С, Ш].
III. Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции С, Ш.
- Лягушка-хоботок.
- Качели.
- Лопаточка.
- Бублик.
- Накажем непослушный язычок.
- Чашечка.
IV. Развитие фонематического восприятия.
ИГРА: «ТРЕНИРОВКА ВРАТАРЯ»
Если в словах есть звук [С], закрываем ворота, а если звук [Ш], то пропускаем.
Произносятся слова: шуба, сандалии, шапка, шарф, сарафан и т.д.
- Ребята, как одним словом можно назвать эти слова? (одежда).
V. Развитие мелкой моторики, двигательной памяти и внимания.
Составление букв С и Ш из проволоки.
VI. Работа в тетради.
Запись в строчку С и Ш.
VII. Деление слов на слоги.
Какое правило вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
ИГРА: «ПОЕЗД».
Рассади животных в свои вагоны.
Животные, у которых в слове один слог, в первый вагон, у которых два – во второй вагон и три слога — в третий вагон.
Кошка, мышка, слон, лиса, собака, лошадь.
VIII. Звуковой анализ слов.
Сравните слова: мишка, миска.
IX. Физминутка.
X. Произношение звуков [С, Ш] в чистоговорках.
Шишки на сосне, шашки на столе.
XI. Итог занятия.
Терентьева Наталья Александровна,
учитель — логопед МБОУ СОШ №3
г. Салехард ЯНАО