Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий языка, целью которого является развитие коммуникативной компетенции посредством активизации в речи предлога ‘из-за’.
Тема: «Сложный предлог из-за»
Цель:
- формирование коммуникативной компетенции посредством активизации в речи предлога из-за.
Задачи образовательные:
- познакомить детей с предлогом из-за;
- закрепить понятия «предложение», «маленькое слово»;
- продолжать учить вставлять предлог в предложение;
- продолжать учить работать с деформированными предложениями;
- продолжать учить составлять схему предложения.
Задачи коррекционно-развивающие:
- продолжать учить детей ориентироваться в пространстве с использованием предлога из-за;
- продолжать расширять и активизировать в речи словарь детей в процессе знакомства с предлогом из-за;
- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление, воображение;
- развивать диалогическую речь (в диалоге с логопедом в процессе выполнения заданий на использование в речи предлога из-за);
- продолжать развивать мелкую, общую моторику;
- формировать грамматический строй речи;
- учить согласовывать члены предложений в родительном падеже с использованием в речи предлога из-за.
Задачи воспитательные:
- продолжать воспитывать интерес к литературным произведениям;
- продолжать воспитывать умение активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Оборудование:
- коврограф, игрушки, сюжетные и предметные картинки, карточка со схемой предлога, схемы предложения.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед показывает схемы предлогов (ранее пройденных), а дети составляют с ними предложения.
Основная часть.
Логопед: «Ребята, к нам в гости сегодня пришёл Незнайка. Он потерял своих друзей. Они должны были прийти к нам в детский сад. Давайте поищем друзей Незнайки. Ой, посмотрите, Винтик выглядывает из-за шкафа. Кнопочка выглядывает из-за дивана. Гунька выглядывает из-за кресла.
(Логопед обыгрывает предложения на игрушках.)
Какое маленькое слово (предлог) встретилось нам в этих предложениях? (Из-за).
Правильно, маленькое слово из-за мы говорим тогда, когда предмет находится за чем-нибудь и движется оттуда.»
Логопед показывает карточку со схемой предлога из-за. Дети рассматривают и запоминают изображение.
Игра «Вставь слово» (показать значимость маленького слова из- за, учить вставлять его в предложение)
Логопед предлагает детям проверить, понятно ли будет предложение, если в него не вставлять маленькое слово из-за: «Щенок выглядывает забора.» («Нет, не понятно.»)
«А как нужно сказать?» («Щенок выглядывает из-за забора.») «Котёнок выглядывает дома.» («Котёнок выглядывает из-за дома.»)
«Зайчик выглядывает куста.» («Зайчик выглядывает из-за куста.»)
«Видите, без маленького слова из-за мы бы ничего не поняли.»
Игра «Кто где спрятался?» (учить составлять предложения с предлогом из-за по сюжетным картинкам)
Логопед предлагает детям посмотреть, какие у него картинки. На них спрятались дети и животные. Откуда они выглядывают?
Дети отвечают. («Девочка выглядывает из-за кресла.» «Щенок выглядывает из-за стула.» «Мальчик выглядывает из-за шкафа.») Какое маленькое слово нам встретилось в этих предложениях? (Из-за).
Физкультминутка (согласование речи с движением, смена видов деятельности).
Логопед: «В чудесном лесу сейчас лето и растут грибы. Пойдёмте за грибами!»
Увела меня дорожка
От крылечка в лес густой. ходьба на месте
Я не малое лукошко, «замок» из пальцев рук
Я корзинку взял с собой. пальцы в замке, руки образуют круг
Я заглядывал под кочки, рука козырьком к глазам, смотрим
Под берёзовые пни. вправо и влево, наклоняясь вниз
Ох и хитрые грибочки! грозим пальцем
Где же спрятались они? разводим руками
Составление предложений с нарушенным порядком слов в игре «Путаница» (учить детей работать с деформированными предложениями).
Логопед: «Посмотрите, откуда выкатился мячик?» («Мячик выкатился из-за коробки.») «Он хочет с вами поиграть. В предложениях перепутались слова, помогите расставить их по порядку:
«Из-за, заяц, выскочил, куста. Крыльца, из-за, котёнок, выбежал. Вылетел, из-за, воробей, дерева. Лиса, сугроба, выскочила, из-за. Щенок, из-за, вылез, стула. Появилось, солнце, облака, из-за. Из- за, Катя, стола, вышла. Дома, машина, выезжает, из-за. Вышла, холмика, мышка, из-за. Камня, из-за, выползла, гусеница. Из-за, показался, гаража, папа.»
Составление схемы предложения (учить составлять схему предложения).
Логопед предлагает детям составить схему предложения: «Кнопочка выбежала из-за шкафа.» (Один ребёнок составляет схему предложения у доски, остальные работают с раздаточным материалом.)
Какой полоской мы обозначаем предложение? («Длинной.»)
Что означает уголок в начале полоски? («Уголок в начале полоски означает, что первое слово в предложении пишется с большой буквы.»)
Что ставится в конце предложения? («В конце предложения ставится точка.»)
Назовите первое слово в предложении. («Кнопочка.»)
Что обозначает это слово в предложении? («Предмет.») Обозначаем это слово полоской с уголком.
Назовите второе слово в предложении. («Выбежала.»)
Что обозначает это слово в предложении? («Действие.») Обозначаем это слово полоской.
Назовите третье слово в предложении. («Из-за.»)
Какое это слово? («Маленькое слово — предлог.»)
Обозначаем это слово полоской.
Назовите четвёртое слово в предложении. («Шкафа.»)
Обозначаем это слово полоской.
Придумывание предложений по схеме.
Логопед: «Придумайте предложения о домашнем животном с маленьким словом из-за, показывая каждое слово на схеме.» (Детям раздаются картинки с изображением домашних животных.)
Дети придумывают предложения.
Итог занятия.
Логопед: «С каким маленьким словом (предлогом) мы сегодня составляли предложения?» (Из-за).
Даётся оценка активности каждого ребёнка.
Шишкова И.В.,
учитель-логопед