Аннотация: Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Занятие развивает фонематическое восприятие и внимание, мышление и речь. Закрепляет умение детей находить слова с заданным звуком, согласовывать числительные с существительными, образовывать относительные прилагательные, навыки звукового анализа и синтеза. Детям интересно играть, и помогать героям любимого мультфильма выполнять различные задания.
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего обучения для детей с ОНР 3 уровня
Тема: «В гостях у Лунтика и его друзей. Дифференциация звуков л – ль»
Доминирующая образовательная область: Речевое развитие
Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Тема: «В гостях у Лунтика и его друзей. Дифференциация звуков л -ль»
Цель: Развитие фонематического восприятия детей, автоматизация звуков л – ль в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
Обучающие:
1. Закреплять знания детей о сонорных звуках «л», «ль».
2. Развивать умение выделять звуки в словах, дифференцировать эти звуки по твердости – мягкости.
3. закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными, образовывать относительные прилагательные.
Развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие детей.
2. Развивать внимание, мышление, память.
3. Развивать общую и мелкую моторику детей.
Воспитательные:
1.Способствовать проявлению положительных эмоций;
2. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Планируемые результаты: У детей сформировано умение различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Дети умеют находить слова с заданным звуком, умеют определять место звука в слове. У ребят сформировано умение анализировать и синтезировать слова по звуковому и слоговому составу. Дети умеют читать слоги и слова. Дети испытывают потребность произносить звуки правильно.
Организация среды для проведения НОД: компьютер, проектор, презентация, кукла Лунтик, карточки с буквами и слогами, конверт с загадками, магнитная доска, плакаты для аппликации, музыка для физкультминутки.
Конспект НОД
1. Организационный момент.
Знакомство со сказочным персонажем.
- Здравствуйте, ребята, сегодня к нам в гости пришел сказочный персонаж.
-Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?
- Да, ты Лунтик!
- Правильно. Откуда я прилетел?
- Ты упал с Луны!
2. Вводная беседа.
- Молодцы, вы все знаете про меня! А с какого звука начинается мое имя?
- Со звука «Л».
- Молодцы! Ребята расскажите мне про этот звук, какой он?
- Звук «Л» — согласный, звонкий и твердый.
- Хорошо, а вы знаете, кто мои друзья?
- Кузя, Мила, Пчеленок, Вупсень и Пупсень.
- Ребята, помогите мне узнать, в имени кого из моих друзей есть твердый звук «л»?
- Мила!
- А в имени кого из друзей есть мягкий звук «ль»?
- Пчеленок!
- Какие вы молодцы! А сейчас мы отправимся ко мне в гости, хотите?
- Да!
- Реснички опускаются, глазки закрываются, сном волшебным засыпаем и в гости к Лунтику улетаем! 1,2,3,4,5 – смотрим глазками опять!
3. Основная часть.
а) Согласование числительных с существительными и автоматизация звуков «л», «ль» в словосочетаниях.
- Мои друзья очень любят собирать ягоду, давайте поможем Миле и Пчеленку собрать и сосчитать ягодки. Мила собирает клубнику, а Пчеленок малину.
- Одна клубничка, две клубнички, три…
- Одна малинка, две малинки, три…
б) Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков «л» — «ль» в словах.
- Мила и Пчеленок отправились собирать нектар с цветов. Мила будет собирать нектар только с цветов со звуком «л», а Пчеленок с цветов со звуком «ль». Помогите, ребята, им справиться с этим заданием! Кто соберет нектар с гладиолуса, а кто с тюльпана? Кто соберет нектар с василька, а кто с ландыша? Кто соберет нектар с фиалки, а кто с лютика?
Кто с лилии, а кто с лотоса?
в) Физкультурно-музыкальная пауза.
- Ребята, вы знаете мою бабу Капу, Она любит варить варенье! Давайте вместе споем песню и станцуем танец про варенье!
Песня из мультфильма «Маша и медведь» про варенье с движениями.
г) Образование относительных прилагательных и согласование их с существительными.
- Моя баба Капа наварила много разного варенья. Ребята, помогите мне его расставить и назвать!
Варенье из малины (какое?) – малиновое варенье.
Варенье из клубники (какое?) – клубничное варенье.
Варенье из сливы (какое?) –
Варенье из яблок (какое?) –
Варенье из лимона (какое?) –
д )Развитие фонематического восприятия, внимания. «Буква потерялась».
- Мои друзья Вупсень и Пупсень очень прожорливые гусеницы! Они съели букву и теперь стихотворение, которое я хотел вам прочитать, стало непонятным. Ребята, помогите мне найти, какую букву съели гусеницы?
На .ужайке под .уной
Ко.око.чик го.убой
.етней ночью с.адко спа.,
Го.овой во сне кача..
- Какая же буква пропала из стихотворения? Ребята, вы догадались?
- Буква Л.
- На что похожа буква Л?
- На горку, на трамплин, на лестницу.
- Выложите букву из палочек, фасоли.
е) Звуковой анализ и синтез слов. Отгадай загадку и напиши отгадку.
- Вупсень и Пупсень прислали нам письмо, а в нем загадки. Нужно нам их разгадать и слова те написать!
- Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной: На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят. — Ландыш
- Возле речки на лужайке
В голубой ажурной майке
Нежный, словно мотылек,
Что за цветик?
- Василек
- На солнечной опушке,
В траве стоит она. Лиловенькие ушки Тихонько подняла. И тут поможет нам смекалка — Все зовут цветок …
- Фиалка
ж) Пальчиковая гимнастика.
- Прилетела к нам вчера полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, как фонарики, глаза,
Полетали, полетали, от усталости упали!
4. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, нам пора прощаться с Лунтиком и его друзьями и возвращаться в детский сад.
- На прощанье я хочу вам подарить цветочки, если вам понравилось путешествие в мой мультфильм, то выберите цветы желтого или оранжевого цветов, а если вам что-то не понравилось, было трудно, неинтересно, то выберите цветы синего и фиолетового цветов. Прикрепите цветы на эту полянку и она расцветет!
- Реснички опускаются, глазки закрываются, сном волшебным засыпаем и в свой садик улетаем! 1,2,3,4,5 – смотрим глазками опять!
- Ребята, вам понравилось играть с Лунтиком и его друзьями? А что вам понравилось больше всего? Какие звуки нам помогали играть?
Автор:
учитель-логопед
Шевченко Наталья Александровна