Тема: «Дифференциация звуков [Л] и [Л']»
Цель:
- закрепление навыков правильного произношения и различения звуков [Л] и [Л'] в слогах, словах и предложениях;
- закрепление понятий «гласные и согласные звуки»;
- закрепление понятий «звонкие и глухие согласные»;
- звуковой синтез слова по первым звукам;
- звуковой анализ слов;
- развитие внимания и памяти.
Оборудование:
- Кукла-Аленушка, кукла-колдунья, игрушка лягушка;
- домики красного, синего и зеленого цветов;
- перфоконверты на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков;
- перфокарты на дифференциацию [Л] и [Л'];
- карточки с синими и зелеными квадратами;
- предметные картинки;
- шкатулка с письмом и заданиями;
- буквы [Л] и [Л'] синего и зеленого цветов;
- магнитофон;
- карандаши;
- черные фломастеры.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет первый звук своего имени.
Дети садятся за столы.
2. Проверка пройденного материала.
- Ребята, давайте вспомним по какому городу мы путешествуем? (По городу Звуков и Букв)
- В нашем городе все домики разного цвета, а живут в них не люди, а звуки. Какие же звуки живут в красном домике? (Гласные звуки)
- А какие звуки живут в синем домике? (Твердые согласные звуки)
- Какие звуки живут в зеленом домике? (Мягкие согласные звуки)
- А как еще делятся согласные звуки? (На звонкие и глухие)
- Как мы узнаем, что звук звонкий? (Мы обнимем ладошкой горлышко и если он поет (дрожит), то значит звук звонкий)
- А если горлышко спит? (Звук глухой)
- А теперь мы заполним карточки. (Ребятам раздаются перфоконверты на дифференциацию звонких и глухих согласных)
- Я называю звук, а вы напишите соответствующую букву в нужную ячейку. То есть если звук звонкий, то букву пишем в ячейке, где нарисован колокольчик, а если звук глухой — в ячейке, где колокольчик перечеркнут.
Дети заполняют перфоконверты.
3. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами попадем в сказку. (Играет сказочная музыка)
- В некотором царстве в некотором государстве жила-была Аленушка. Была она добрая и пригожая. Все любили ее. В этом же царстве, в дремучем лесу, жила колдунья, злая и старая. Люди старались обойти стороной тот лес, чтобы не столкнуться со злой колдуньей. Все боялись ее.
(Выставляются игрушки Аленушки и Колдуньи)
- Ребята, какой звук «Л» или «Ль» в слове Аленушка? («Ль»)
- Какой звук «Л» или «Ль» в словах злая колдунья? («Л»)
- Рассердилась злая колдунья на Аленушку и превратила ее в зеленую лягушку. (Выставляется игрушка лягушки)
4. «Шкатулка».
- Ребята, как же нам расколдовать Аленушку?
- Я вижу шкатулку. Сейчас я ее открою. Здесь какое-то письмо. Давайте его прочитаем:»Ребята! В этом сундучке лежат задания. Если вы правильно выполните все, то лягушка опять превратится в Аленушку.»
5. Физминутка.
- Ребята, давайте немного разомнемся.
Ла-ла-ла, Ла-ла-ла,
Зима холодная пришла.
Ля-ля-ля, Ля-ля-ля
Покрыта снегом вся земля.
Ло-ло-ло, Ло-ло-ло,
Поля, дороги замело.
Ли-ли-ли, Ли-ли-ли
С лыжами гулять пошли.
(Ребята выполняют разные движения.)
6. Задание №1.
- Я буду называть слоги со звуком «Л», а вы будете называть эти же слоги, но со звуком «Ль».
ла-(ля) лу-(лю) лы-(ли)
ло-(ле) лэ-(ле)
- А теперь наоборот…
7. Задание № 2.»Домики»
- У вас на столах лежат картинки. Вам надо найти домик для своей картинки. (Дети раскладывают картинки в домики нужного цвета)
8. Задание №3.
- Возьмите зеленый и синий квадратики. Я вам называю слово, а вы должны определить какой звук «Л» в этом слове твердый или мягкий и поднять нужный цвет.
- Колдунья.
- Аленушка.
- Лягушка.
- Злая.
(Дети выполняют задания)
9. Задание №4. Составление предложений с заданными словами.
- Ребята! А теперь придумайте с этими словами предложения. (Придумывают по 2-3 предложения на каждое из этих слов)
10. «Превращение».
(Играет сказочная музыка и входит Аленушка)
- Вы так хорошо выполнили все задания, что я из лягушки опять превратилась в Аленушку. Спасибо вам, что вы расколдовали меня.
Соколова Елена Викторовна,
учитель-логопед
Детского Юношеского Центра,
г. Щербинки