Краткая аннотация: с помощью игровых форм работы и использования разнообразного оборудования, данное занятие интересно для усвоения детьми сложной темы по обучению грамоте. Предварительно рассчитано на проведение подготовительной работы с подгруппой детей с ТНР, которая владеет навыками звукового анализа и синтеза, письма, чтения, Су-джок. Конспект данного занятия может быть использован в своей деятельности студентами ВУЗов, учителями-логопедами, педагогами-дефектологами.
Конспект подгруппового коррекционного занятия для детей подготовительной группы с ТНР.
Тема: «В гостях у Фимы и Фомы»
Звуки [Ф], [Ф’]; [Ф] – [Ф’]. Буква Ф
Цели:
1) Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношение звуков Ф, Ф’- в слогах, словах, предложениях;
- закреплять умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- упражнять в умении логично и связно строить предложения;
- воздействовать на биологически активные точки по системе Су-джок.
2) Коррекционно-развивающие
- учить ребенка различать по тембру максимально сокращенный звукокомплекс;
- учить воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука;
- научить ребенка четко произносить звуки [Ф], [Ф’], дифференцировать их на слух и в произношении;
- закрепить навык звукового анализа и синтеза;
- расширить объем слухо-речевой памяти;
- развивать интонационную выразительность речи;
- учить анализировать короткий текст, выделять заглавие, подсчитывать количество предложений.
3) Коррекционно-воспитательные
- воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям;
- воспитывать умение работать в группах, в парах.
Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука, массажные мячики Су-джок, «чудо-валики», звуковые пеналы, кассы, планшеты, ручки-самоучки, предметные картинки, игрушка-ежик, плоскостные куклы-мальчики Фима и Фома (на магнитную доску), разрезной текст, пособие на эмоции «Солнышко».
I. Орг. момент:
Логопед: — Заходите ребята, поприветствуем наших гостей, они пришли посмотреть какие вы у нас внимательные, умные и старательные.
Разминка с «чудо-валиками»:
-Вставайте в кружок, возьмите валики, разомнем наши пальчики
(«Кошкина считалка»).
- А теперь, ушки – наши ушки разминаем, умные мысли в голову впускаем
(аккуратно растираем мочки ушей).
- Занимайте свои места.
- У нас сегодня занятие необычное, а какое, вы должны понять сами.
Отгадывание звука по описанию.
- Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других?
«Фиолетовый фломастер
Все неправильно раскрасил
Флаг, жираф, фонтан – все это
Фиолетового цвета».
- Вы уже догадались, какой звук у нас сегодня в гостях?
Дети: — Звук Ф.
Объявление темы.
Логопед: — Давайте произнесем звук Ф все вместе!
- Какая буква к нам пришла? (эф)
«Подбоченясь, пляшет лихо,
Ф — большая щеголиха».
II. Основная часть.
На что похожа буква эф?
- Какой звук она принесла? (Ф) А он не один (скажем ласково фь-фь-фь)
- Итак, мы сегодня знакомимся с двумя звуками: 1- твердый Ф, другой — мягкий Ф’; а букву Ф нам принес ежик (размещаю букву на магнитной доске).
Логопед: — Давайте произнесем звук Ф все вместе.
- Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха: верхние зубки слегка видны; горлышко «молчит». Его нельзя петь, открыв рот.
- Молодцы! Так он гласный или согласный?
Дети: — Согласный.
Логопед: — Приложите руку к горлышку и определите, он звонкий или глухой?
Дети: — Он глухой.
Логопед: — Вы сказали, что буква эф обозначает 2 звука;
Первый — мы обозначим синим цветом, второй — зеленым.
(чтение прямых и обратных слогов на доске, в твердой и мягкой позиции)
Логопед: — А сейчас разминка для пальчиков — «заяц, научил козу, как есть вилкой» (показывает фигуры на пальцах обеих рук одновременно).
- Молодцы ребята!
- Давайте поиграем. Возьмите в руки синий кружок и поднимайте, как только услышите звук [Ф] (работа со звуковыми пеналами).
Логопед: — ф, б, п, ф, м, ф, у, б, ф, м.
Фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо.
Флаг, батон, кофта, софа, фырчать, молчать, фарфоровый, столовый, могучий.
- Молодцы, вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
Физминутка: вдох-выдох (а,о,у,ы — с фонетической ритмикой).
Логопед: — Ребята, вот вам следующее задание: заштриховать правильно букву эф. Возьмите «ручки-самоучки» правильно, проверьте осанку, ноги вместе; после выполнения подпишите свои работы (дети выполняют штриховку на листах).
- Молодцы, как у вас замечательно все получилось!
- У нас сегодня в гостях два брата – Фима и Фома, они нам принесли картинки с предметами и хотят, чтобы вы помогли им определить место звука Ф в слове, где он спрятался? (в начале, в середине или в конце).
- Возьмите звуковые пеналы (головка гусеницы ищет место звука в слове)
- Кто хочет поработать на панно у паровозика? (самолетик ищет место звука в слове).
Слова: шарф, кофе, жираф, фото, кофта, фламинго, фотоаппарат.
Логопед: — Молодцы! Продолжаем работать со словами (пуф, фото, кофта — дети дают полную характеристику каждого звука в слове).
Физминутка: с массажными шариками – обхват мяча каждой рукой поочередно всеми пальцами (большим-указательным, большим-средним, большим-безымянным, большим-мизинцем).
Логопед: — Вот вам следующее задание: я буду вам называть слова, а вы – отхлопывать их по слогам.
Буфет, флаги, пуф, конфета, фотоаппарат, кофта, флот, физкультурница.
- Молодцы, выполнили задание без ошибок!
- Отгадайте загадку: «днем спит, ночью летает, прохожих пугает? Кто это?»
(филин — помещаю на доску картинку филина).
- Какое было самое короткое слово? (пуф)
- Самое длинное? (физкультурница) — Молодцы!
Логопед: — Возьмите мячики, сейчас мы с вами выучим стихотворение:
- Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Логопед: — Как у вас здорово получается!
- Возьмите кассы букв и составьте имена мальчиков – Фима и Фома.
- Все справились? Закройте кассы, уберите на край стола.
- Ребята, давайте поиграем: послушайте слова, если в них есть звук «ф» — киваем головой «да», если нет — «качаем» из стороны в сторону.
Логопед: туфли, футболка, машина, февраль, ворота, норка, фиалка, кефир, шуба, кофе, филин (с экраном).
- Сделали все верно, молодцы!
Логопед: — наши братья Фома и Фима приготовили для вас игру
«Собери предложения».
Один из братьев — любит музыку, другой — сладкое.
(На 2 стола детям раздаю наборы слов, из которых нужно построить предложения).
- Прочитайте, что у вас получилось?
(Фима играет на фаготе. Фома ест конфеты).
- Сколько слов у вас в предложении? (4 и 3).
- Возьмите, пожалуйста, планшеты и напишите схему предложения.
- Какие вы молодцы, справились и с этим заданием!
Логопед: — И последнее задание от братьев — нужно правильно прочитать текст (2 ребенка читают по-очереди, вслух текст с доски).
- Найди заглавие.
- Сосчитайте количество предложений по точкам.
- Найди предложение с предлогом.
(Фима. Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.)
- Все верно! Хорошо поработали!
III. Итог занятия.
Логопед: Подведем итог. Мы сегодня познакомились с двумя звуками – один твердый Ф – обозначаем на схеме синим цветом, второй мягкий Ф’ – обозначаем зеленым цветом.
- Докажите, что эти звуки у нас согласные?
Дети: — Когда мы произносим звук Ф – воздух во рту встречает преграду – зубы, язык, губы; его нельзя петь, открыв рот.
Логопед: — Молодцы! Наше занятие закончено.
Фома и Фима приготовили для вас еще интересные задания, их можно будет посмотреть в группе (отдаю дежурному дополнительные задания на листах).
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было трудным для вас?
- Какое у вас сейчас настроение? (дети выбирают себе эмоцию с солнышка
и объясняют почему выбрали ту или иную).
Логопед: — Попрощайтесь с гостями.
Дети: — До свидания!
Составитель: Учитель-логопед
Исакова Виктория Викторовна