Предлагаемый материал представляет собой конспект фронтального логопедического занятия для детей 6-го года жизни, имеющих диагноз ФФН. Задания, предложенные в конспекте, направлены на формирование произношения, развивают фонематический слух и звуковой анализ, способствуют развитию грамматического строя речи, активизируют словарный запас, слуховое внимание и память. Занятие проходит в игровой форме.
«Маша и Медведь»
Цели:
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков М, МЬ,
- развивать фонематическое восприятие и звуковой анализ,
- учить согласовывать притяжательное местоимение МОЙ с существительными.
Оборудование: индивидуальные наборы для позиционного анализа по количеству детей, игрушки кукла Маша и медведь Миша, картинки (или игрушки) МАЛИНА, ДОМИК, МАТРЕШКА, МЕД, СОМ, МАШИНА, ПОМИДОР.
Ход занятия.
Оргмомент.
Логопед предлагает детям вспомнить сказку «Маша и медведь». Изобразить, как Маша весело скакала по лесу, пока не заблудилась, как она озиралась в лесу и шла осторожно, когда поняла, что потерялась, как ходит медведь.
Сообщение темы занятия.
Дети называют главных героев сказки «Маша и медведь». Появляется игрушка: кукла Маша. Дети называют первый звук в ее имени, им сообщается, что сегодня мы будем слушать и произносить этот звук М.
Характеристика звуков М, МЬ по акустическим и артикуляционным признакам. Дети произносят звук М, наблюдая за артикуляцией, приходят к выводу, что звук М согласный, т.к. есть преграда. Появляется игрушечный Медведь, уточняется, как звучит звук МЬ в его имени – Миша. Дети сравнивают звуки М и МЬ, делают вывод, что один из них – твердый, а другой – мягкий.
Развитие фонематического восприятия. Детям предлагается разделиться на 2 команды: Машину и Мишину. Машина команда будет ловить твердый звук М, А Мишина – мягкий звук МЬ.
М МЬ П Н МЬ НЬ М МЬ М П Н МЬ Н М
МА МИ ПА НУ МУ МЕ МЫ МЁ НЫ НА МИ МО
МЕД МАК НОГИ МОЕТ МИЛА ПИЛА НОЧЬ МАСКА ПОЧТА МЕСТО
Динамическая пауза. Дети заучивают стихотворение для развития высоты голоса, сопровождают слова характерными движениями.
У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Наш медведь пошел домой,
Поскакал и заинька.
Развитие звукового анализа. Детям сообщается, что Машенька хочет навестить Медведя и попросить прощенья за обман. Она хочет отнести Мише подарки. Надо отобрать предметы (или картинки) только со звуками М, МЬ, определить позицию звуков в словах. Дети называют картинки или предметы, находят в словах звук М или МЬ, определяют его позицию в слове: начало, середина, конец. картинки остаются на наборном полотне лицевой стороной вниз. Дается установка на запоминание.
Актуализация глагольной лексики. Детям предлагается добавить слово в предложение. Упражнение выполняется стоя, слова сопровождаются подходящими движениями.
Мы с Машенькой в лес … (пойдем), бегом по тропинке … (побежим), к Мишиному домику … (подойдем), подарки ему … (отдадим, вручим, подарим, отнесем…).
В добавленных словах выделяем последний звук М, после выполнения упражнения делаем вывод, что звук М был на конце слов.
Употребление местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ. Медведь, встретивший детей возле своего дома и получивший подарки, спрашивает у детей: «Раз подарки вы мне подарили, это теперь моё подарки?» Логопед отвечает, что подарки, конечно, его, но надо говорить «МОИ подарки», и предлагает детям научить медведя правильно пользоваться этим словом. Дети вспоминают картинки и называют их с притяжательным местоимением. Названные картинки переворачивают лицевой стороной вверх.
Итог. Медведь благодарит Машу и всех детей за подарки и напоминает, что во всех словах встретился твердый звук М или мягкий звук МЬ.
Конюхова Ольга Викторовна,
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 62″
комбинированного вида, город Старая Купавна
Ногинского района Московской области