В статье представлено описание опыта использования вестибулярных пластинок MUPPY в логопедической работе со старшими дошкольниками. Описываются область применения, методика использования, особенности гигиенической обработки.
На сегодняшний день при коррекции речевых нарушений учителя-логопеды используют широкий спектр технологий, методик, методов и приемов, апробируя и адаптируя их к условиям каждого образовательного учреждения.
В 2011 году в ДОУ № 2 «Радуга» в целях повышения эффективности коррекции звукопроизношения была начата работа по апробации инновационной логопедической технологии подготовки артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков, условно именуемой «вестибулярные пластинки MUPPY».
За более 30 лет использования вестибулярных пластинок MUPPY в детской стоматологии и ортодонтии они признаны эффективным средством предупреждения деформации зубочелюстной системы и превентивного лечения в молочном и сменном прикусе. Однако в последнее время они нашли применение и в логопедической практике.
Систематизированных материалов по применению вышеназванной методики для коррекции звукопроизношения в методической литературе не представлено.
Вестибулярные пластинки бывают двух видов: мягкие из силикона и жесткие из пластмассы.
Мягкие пластинки применяются для нормализации функций, жесткие – для исправления конфигурации челюстей и зубов.
Все вестибулярные пластинки MUPPY изготовлены из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка. Каждая пластинка помещена в особым образом сконструированный футляр для хранения.
Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров: для детей с молочным прикусом (3-5 лет, с красным кольцом) и для детей в сменном прикусе (5-8 лет, с синим кольцом) и 2 модификаций: с удлиненным проволочным «носиком» и укороченным.
Применение вестибулярных пластинок в логопедической практике рекомендовано детям от 3 до 8 лет с проблемами речи, причина которых обусловлены дисфункцией мягких тканей, участвующих в процессе артикуляции. Вестибулярные пластинки активизируют двигательные механизмы артикуляционного аппарата в растущем организме ребенка. Применять эти пластинки можно как со специалистом (ортодонтом, логопедом), так и дома под присмотром родителей.
Нами использовалась модификация вестибулярных пластинок MUPPY с активатором для языка (с бусинкой), принцип действия которых заключается в следующем: пластмассовая бусинка, специальным образом закрепленная на стальной проволоке – «носике» удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении. Поместив пластинку в полость рта, ребенок сразу начинает катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя, таким образом, тонус язычной мышцы.
Стоматологи обращают внимание, что использование пластинок MUPPY с бусиной целесообразно также в следующих случаях:
- если у ребенка открытый прикус и ребенок во время постановки логопедом звука (при межзубном сигматизме) не может придать своему языку нужное положение, то заслонка пластинки мешает ребенку прокладывать язык между зубами,
- при дизартрии, для которой характерны порезы артикуляционных мышц, пластинка с бусинкой улучшает тонус и способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта. Применение пластинок MUPPY носит сугубо индивидуальный характер и целесообразно в начале курса логопедической коррекции для дошкольников с различными формами речевой патологии как на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков, так и в ходе непосредственно звукопостановки.
В логопедической практике применение пластинок MUPPY возможно как в ходе групповых занятий, так и в индивидуальной работе.
Необходимо отметить, что на первых порах дети бывают несколько дезориентированы фактом отдаленного внешнего сходства пластинок MUPPY с соской-пустышкой (смущает наличие пластикового ободка с ярким колечком), однако быстро привыкают к выполнению упражнений.
Начинать нужно с пластинки с коротким «носиком», так как зачастую ребенок просто физически не может дотянуться кончиком языка до бусинки, закрепленной на длинном «носике» в силу недостаточной подвижности мышц языка или укороченной, «жёсткой» уздечки.
На первом занятии начинают с медленных движений в течении 1-2 минут, постепенно, от занятия к занятию, увеличивая интенсивность и длительность выполнения до 8-10 минут.
Позднее, при необходимости, применяется и пластинка с длинным «носиком».
Практика показывает, что оптимальное время выполнения упражнений колеблется в переделах 3-5 минут, в противном случае у ребенка наблюдается утомление с последующим появлением болевых ощущений в области уздечки, что провоцирует негативную эмоциональную реакцию и потерю интереса к выполнению заданий.
Таким образом, длительность «массажа» для каждого ребенка определяется индивидуально, исходя из его особенностей. В домашних условиях целесообразно выполнять упражнения под присмотром взрослых членов семьи по 2-5 минут 3-5 раз в течении дня во время просмотра телевизионных передач, мультфильмов, чтении (взрослым) и просматривании книг, настольных игр, рисования и т.п.
На занятиях с логопедом упражнения с пластинками MUPPY можно сочетать с другими видами деятельности:
- выполнением дыхательных упражнений
- выполнением тактильных упражнений (в т.ч. ритмических)
- выполнением графических заданий
- прослушиванием коротких литературных произведений.
Простота использования этих пластинок MUPPY, а также игровые моменты такого «массажа» привлекательны для детей и способствуют их вовлечению в процесс коррекции. Психологически мотивированный «массаж» с использованием пластинки заметно ускоряет и повышает эффективность коррекционных мероприятий и делает их более привлекательными для ребёнка.
При этом необходимо отметить, что применение пластинок MUPPY, не всегда возможно: встречаются дети, у которых сильно развит рвотный рефлекс, или которые ни за что не соглашаются на какие бы то ни было манипуляции в ротовой полости.
Идеальным вариантом считается приобретение родителями ребенка-логопата индивидуальных вестибулярных пластинок, однако это не всегда возможно в силу относительно высокой стоимости и продажи исключительно в специализированных, в том числе и в сети интернет, магазинах.
Применение пластинок MUPPY предполагает их гигиеническую обработку. Следовательно, в условиях ДОУ возможно лишь при наличии стационарного ультрафиолетового стерилизатора (т.к. пластмассовые детали неизбежно будут повреждены в случае воздействия высоких температур). Таким образом, после использования пластинку необходимо:
- промыть проточной водой
- замочить в дезинфицирующем растворе (например, Аламиноле)
- снова промыть
- поместить в ультрафиолетовый стерилизатор.
В домашних условиях родители, как правило, промывают пластинки в проточной воде с детским мылом либо жидкостью для мытья посуды и ополаскивают горячей (но не кипящей!) кипяченой водой.
Хранятся обработанные пластинки MUPPY в индивидуальных футлярах, что исключает их загрязнение. Важноо отметить, что условиях логопункта ДОУ обязательна индивидуальная маркировка каждого футляра и пластинки. При этом маркировать на самой пластинке удобнее всего удерживающее колечко и маркировку необходимо регулярно обновлять.
Опосредованно, за счет активизации работы мыщщ артикуляционного аппарата, применение пластинки с бусинкой также помогает ребёнку устранить трудности в произношении необычных и трудных слов. Наблюдения показывают, что позитивные результаты даёт использование пластинок с бусинкой и при заикании, поскольку механическое воздействие бусинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.
В результате применения пластинок MUPPY в работе с детьми-логопатами было отмечено наличие положительной динамики эффективности коррекции звукопроизношения и фактическое сокращение сроков коррекции звукопроизношения за счет оптимизации работы по постановке верхнеязычных Т, Д, Н, шипящих (Ш, Ж) и сонорных звуков (Р, Рь).
Таким образом, практический опыт показывает: применение технологии вестибулярных пластинок MUPPY с активатором-бусиной в логопедической практике при коррекции звукопроизношения у детей с полиморфной дислалией и другими речевыми патологиями, при условии регулярного использования, способствует повышению эффективности логопедической коррекции в целом.
Макарова М.В.,
учитель-логопед
В статье описан опыт работы логопеда с классической моделью пластинки MUPPY с бусинкой, но на сегодняшний день появилась также модель с бусинкой NEW, где бусинка располагается у кончика языка. Она удобна для работы с детьми с короткой подъязычной уздечкой, а также эффективна для коррекции межзубного и пригубного сигматизма