Консультация для воспитателей логопедических групп
Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа»
Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главные основания обучения грамоте. К. Д. Ушинский.
Виды ошибок при чтении и письме.
Одной из причин дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) является несовершенство фонематического восприятия и как следствие — несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Цель консультации:
- Выяснить, что такое фонематических слух, фонематическое восприятие
- Раскрыть роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и обучении грамоте.
- Познакомить с играми по формированию навыка звукового анализа.
Фонематический слух — это способность правильно слышать и узнавать звуки.
Фонематическое восприятие — это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.
Звуковой анализ — расчленении слова на составные элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Синтез — сочетания звуковых элементов в единое целое.
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико — синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.
Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте (методика Ткаченко Т.А.)
Использование специальных символов:
- обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком)
- усиливает речевые кинестезии (базальный компонент второй сигнальной системы);
- улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи;
- ускоряет нормализацию произношения дошкольников; расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счет раннего овладения навыками звукового анализа.
Зрительные символы гласных звуков [а] [у] [и] [о] [ы] можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука.
Скачать презентацию:
Учителя-логопеды Ковылина С. А., Елизарова О. С.
МДОУ Детский сад № 17 компенсирующего вида,
г. Новокузнецк, Кемеровской области