Использование игровых моментов и элементов сказки в работе над подготовкой дошкольников к обучению грамоте (из опыта работы)

Подготовка детей к обучению грамоте — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ и синтез слов, овладеть звуковой культурой речи. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению. В данной статье описаны несколько игровых приемов при овладении звуковым анализом, использование сказки при правописании слогов жи-ши и музыкальных упражнений в индивидуальной работе.

Использование игровых моментов и элементов сказки в работе над подготовкой дошкольников к обучению грамоте (из опыта работы)

На сегодняшний день написано много теоретического и практического материала по логопедии. Поэтому мне хочется поделиться своим опытом и рассказать о находках, которые помогают разнообразить занятия, улучшают усвояемость предлагаемого материала, т.е. дети учатся во время игры.

Дошкольникам еще трудно воспринимать абстрактные понятия, термины. Чтобы облегчить это восприятие, я использую сказки, элементы игры. Например, когда мы начинаем изучать гласные звуки, я беру за основу сказку «Теремок».

Использование игровых моментов и элементов сказки в работе логопеда

В 1-й день изучения гласных я ставлю в «Речевой уголок» красивый домик — Теремок. Он остается там на виду у детей до их выпуска.

Сказка поэтапно длится 6 занятий. На 1-ом занятии к Теремку приходит Лягушка, которая поет песенку «Ааааа». На 2-ом занятии приходит Мышка с песенкой «Ииии», на 3-ем – Волк с песенкой «Уууу», на 4-ом- Лиса с песенкой «Ооооо», на 5-ом- Заяц с песенкой «Эээээ», на 6-ом- Медведь с песенкой «ыыыы» (с его приходом Теремок не ломается).

Каждый приход героев сказки эмоционально представляется, обговаривается со всеми сказочными элементами. На каждом новом занятии дети знакомятся с одним звуком-песенкой и поют ее вместе с героями сказки, повторяются песенки с предыдущих занятий под любую мелодию и обязательно вспоминаем уже живущих героев. А я постоянно спрашиваю у детей «Какую песенку поет тот или иной герой?». Таким образом, дети вскоре запомнят все гласные без всякого усилия.

Затем я делаю заключение, что все жители Теремка стали жить одной семьей, а у семьи должна быть одна (общая) фамилия и знакомлю детей с очень красивой фамилией – «Гласные». Постепенно дети запоминают этот термин. При этом я напоминаю, что все песенки-звуки у гласных хорошо поются и тянутся.

Понятие «согласные звуки» тоже даю через придуманную сказку. Таким образом, темы «Гласные и согласные звуки» усваиваются детьми легко и хорошо запоминаются, тем более, что Теремок с его жителями всегда перед ними в «Речевом уголке».

Для лучшего запоминания обозначения твердых и мягких согласных я придумала историю с зайчиками (из детского конструктора с цветными зайцами).

Для лучшего запоминания обозначения твердых и мягких согласных

Синий зайчик очень любит зиму, особенно кататься на льду. Лед- скользкий и он часто падает, ударяется о твердый лед и от удара остаются шишки синеватого цвета. По аналогии при звучании твердых согласных показываю синего зайчика.

Зеленый зайчик любит лето, особенно прыгать по мягкой зеленой травке. И при звучании мягких согласных показываю зеленого зайчика.

Эти зайчики очень хорошо помогают в обозначении мягкости и твердости согласных. Дети быстро к ним привыкают и обычно правильно пользуются цветом, тем более что оба зайчика стоят у них на виду в «Речевом уголке». Конечно, параллельно надо учить детей слышать и различать на слух и твердые и мягкие согласные. Затем я закрепляю этот навык в игре с пособием, которое сделала из цветных пробочек (красного, синего, зеленого цвета).

учить детей слышать и различать на слух и твердые и мягкие согласные

Можно их заменить детским пластмассовым конструктором из цветных квадратиков с белыми соединениями. Ими можно выкладывать звуки, слоги (обратные и прямые), слова, т.е. делать звуковой анализ. А это показатель развития фонематического восприятия.

звуковой анализ

При подготовке дошкольников к обучению грамоте я придумываю сказки. Например, во время изучения правописания ЖИ-ШИ использую такую сказку.

Однажды в азбуку, где жили буквы пришло приглашение в театр на спектакль «Сказочный город». Нарядились буквы красиво, пришли в театр и уселись на свои места. И так получилось, что за согласными Ж и Ш сидели гласные Ы и И. Начался спектакль. В это время гласная Ы палочкой от своей буквы стала толкать в спинки букв Ж и Ш. Они обиделись и попросили Ы не мешать им смотреть на сцену. Но Ы снова стала толкать Ж и Ш и так до конца спектакля. Рассердились эти буквы и сказали Ы , что больше с ней дружить не будут и вставать после них не разрешают. Тогда добрая буква И попросила: «А можно я буду вставать после Ж и Ш вместо Ы , чтобы не было пустого места и дети смогли прочитать слово?». Буквы Ж и Ш согласились. С тех пор после Ж и Ш стали писать вместо Ы букву И. А еще появилось такое стихотворение «ЖИ и ШИ всегда пиши с буквой И».

На правописание ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ тоже использую сказки собственного сочинения. Тогда дети сразу включаются в сказочную ситуацию и быстро запоминают правильное написание этих слогов. В индивидуальной работе, после постановки звука, идет трудный период автоматизации.

Очень важно автоматизировать поставленный звук в слогах. Повторять однообразные слоги детям не интересно, скучно. Я придумала упражнение «Музыкальные слоги». Для этого можно выбрать любую мелодию, даже по желанию ребенка и петь ее с нужным слогом (вместо слов). Я чаще всего использую песенку «В лесу родилась елочка», очень удачный вариант – почти 30 слогов в одном куплете. А если ее спеть и на другие слоги, то получается повторение нужного звука около 100 раз. И ребенку интересно. Можно в это время и отхлопывать и играть на ксилофоне и т.д. и адресовать песенку разным игрушкам. Тогда автоматизация проходит радостнее и с большим успехом.

Я знаю, что педагоги, особенно работающие в детском саду, творческие и эмоциональные люди. Они, конечно, знают, что чем больше дети улыбаются на наших занятиях, чем больше детям нравятся наши занятия, тем лучше они будут усваивать программный материал и качественно подготовятся к обучению к школе. Я буду рада, если логопеды возьмут на заметку мои находки и будут их использовать в своей работе.

Буслович Елена Соломоновна,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.