Проект «Страна красивой речи»

Представляю вашему вниманию проект: «Страна красивой речи». Название проекта выбрано не случайно, только попав в страну красивой речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь!

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.

Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

С учетом данного положения разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ.

Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта.

«В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно
Всех нас зовёт она!
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Никакой Звукомор не приживётся там.
Мы научиться должны
Звуки произносить
Надо нам научиться срочно
Правильно говорить»

Актуальность:

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3. развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:

Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Страна красивой речи - научите меня говорить правильно».

Проект Страна красивой речи

Цель:

  • Организация и создание условий для профилактической работы учителя — логопеда в МБДОУ «Сказка» с детьми 5-6 лет.

Задачи:

  • выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-6 лет);
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
  • принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

С учетом этих приоритетных цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Сказка». Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МБДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Методы:

  • словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
  • практический (проведение семинаров-практикумов);
  • наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, журнал для родителей «Мой говорун»);
  • игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, мультимидийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)

Кадровое обеспечение:

  • Учитель-логопед;
  • воспитатели МБДОУ,
  • музыкальный работник,
  • руководитель физического воспитания,
  • дети и родители старшей группы.

Технологии:

  • Технология совместной деятельности;
  • Технология логопедического обследования;
  • Технологии формирования речевого дыхания;
  • Технологии развития интонационной стороны речи;
  • Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
  • Компьютерные технологии.

Ожидаемый результат:

  • Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.

Проект является долгосрочным. Срок реализации – 1 год.

1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).

Задачи:

  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет.

Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.

2 этап – основной (практический).

Задачи:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет через организацию и проведение мероприятий.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 5-6 лет.

Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике Н. В. Серебряковой включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также определений приоритетных направлений профилактической работы.

Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии, т.к. это одно из условий полноценного речевого развития дошкольников.

Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.

Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого педагоги и родители:

  1. должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.
  2. должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции и профилактики развития речи).

Взаимодействие специалистов и родителей

Просветительский блок

  • Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
  • Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
  • Оформление стендов с общими рекомендациями;

Практический блок

  • Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
  • Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.

Формы работы логопеда с воспитателями в МБДОУ по профилактике речевых недостатков у детей

  • консультации мастер – классы;
  • семинары – практикумы;
  • еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы;
  • организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников».

Формы работы логопеда с родителями

  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • семинары – практикумы;
  • консультации;
  • логопедические пятиминутки на лексические темы;
  • Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
  • памятки для родителей;
  • журнал «Мой говорун»;
  • индивидуальные консультации.

Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

Оценка качества деятельности

Эффективность проекта можно проследить в следующем:

  • Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-профилактических услуг.
  • Модернизация коррекционно-профилактического процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности. Показатели эффективности проекта.

Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.

Механизм оценки:

  • Диагностика речевого развития детей старшего возраста;
  • Анализ речевого развития детей.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ–ЛОГОПЕДА
МБДОУ «СКАЗКА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Период

Содержание работы

Примечание

сентябрь 1.Анкетирование родителей  Приложение №1

2.Мониторинг развития речи детей старшей группы  Приложение №2

3.Анализ результатов мониторинга и определение приоритетных направлений развития речи детей

4. Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 5-6 лет»; Результаты мониторинга Приложение №3

1.Проводит учитель-логопед

2.Учитель-логопед и воспитатели

3.Учитель-логопед

4.Учитель-логопед и воспитатели

октябрь 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. Приложение №4

2. Семинар-практикум для родителей  детей старшего возраста «Учите детей говорить правильно» Приложение №5

3.Стендовая консультация  для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Приложение№6

4. Организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников»

5.Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.Учитель-логопед

и родители

3.Учитель-логопед

4.Учитель-логопед

5.Воспитатели

ноябрь 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2. Выпуск   журнала «Мой говорун» 1№

3.Индивидуальные консультации

4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.Совместно учитель-логопед и воспитатели

3.Учитель-логопед и воспитатели

4.Воспитатель

декабрь 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Мастер-класс  для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика»

3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» Приложение №7

4. Памятки для родителей Приложение №8

5.Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.Учитель-логопед

3.учитель -логопед

 

4. учитель-логопед

5.воспитатель

январь 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Индивидуальные консультации

3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.учитель-логопед и воспитатели

3.воспитатель

февраль 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2. Выпуск  журнала «Мой говорун» 2№

3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить» Приложение №9

4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.Совместно учитель-логопед и воспитатели

3. Учитель-логопед

4.воспитатель

март 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Стендовая консультация для родителей на тему: «По дороге в детский сад»

3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.Учитель-логопед

3.воспитатель

апрель 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Стендовая консультация для родителей на тему: «Игры на кухне»

3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

4. Развлечение на тему: «Праздник красивой речи»

 

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.учитель-логопед

3. воспитатель

4. Совместно учитель-логопед, воспитатели,

музыкальный руководитель дети и их родители

май 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

3. Выпуск   журнала «Мой говорун» 3№

4.Мониторинг развития речи детей старшей группы

5.Анализ речевого мониторинга и эффективности реализации проекта

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2. воспитатель

3.Совместно

учитель-логопед, воспитатели и специалисты

4. Учитель-логопед

5. Учитель-логопед, воспитатели и специалисты МБДОУ.

ПОБЛОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ОКТЯБРЬ

1 неделя         «Осень. Признаки осени», «Деревья осенью»
2 неделя «Овощи», «Огород»
3 неделя «Фрукты», «Сад»
4 неделя «Грибы, ягоды, лес»

НОЯБРЬ

1 неделя «Одежда»
2неделя «Обувь»
3 неделя «Игрушки»
4 неделя «Посуда»

ДЕКАБРЬ

1 неделя «Зима»,  «Зимующие птицы»
2 неделя «Домашние животные зимой»
3 неделя «Дикие животные зимой»
4 неделя «Новый год»

ЯНВАРЬ

2 неделя «Мебель», «Части мебели»
3 неделя «Транспорт грузовой и пассажирский»
4 неделя «Профессии на транспорте»

ФЕВРАЛЬ

1 неделя «Детский сад. Профессии. Трудовые действия.»
2 неделя «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия»
3 неделя «Стройка. Профессии. Трудовые действия»
4 неделя «Наша армия»

МАРТ

1 неделя «Весна. Приметы весны. Прилет птиц»
2 неделя «Комнатные растения»
3 неделя «Речные, озерные и аквариумные рыбки»
4 неделя «Моя малая Родина – Междуреченский»

АПРЕЛЬ

1 неделя «Наш дом – Югра»
2 неделя «Космос»
3 неделя «Откуда хлеб пришел?»
4 неделя «Почта»

МАЙ

1 неделя «Правила дорожного движения»
2 неделя «Насекомые»
3 неделя «Скоро лето»

Используемая литература:

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева.
  2. Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
  3. Н.В. Нищева Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  4. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  5. Э.Ф Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет, Учитель 2012
  6. В.М. Акименко Новые логопедические технологии Феникс, 2009
  7. Винникот Д.В. Разговор с родителями Независимая фирма «Класс», 1994
  8. Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи ОЛИСС, 2011
  9. О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно «Литера», 2001
  10. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет М.2005
  11. М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М. 2007
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013года №1155

Погодина Аниса Рафгатовна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Сказка» ХМАО
гп. Междуреченский

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.