Представляю вашему вниманию проект: «Страна красивой речи». Название проекта выбрано не случайно, только попав в страну красивой речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь!
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.
Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
С учетом данного положения разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ.
Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта.
«В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно
Всех нас зовёт она!
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Никакой Звукомор не приживётся там.
Мы научиться должны
Звуки произносить
Надо нам научиться срочно
Правильно говорить»
Актуальность:
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.
В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.
Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:
Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.
Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Страна красивой речи - научите меня говорить правильно».
Цель:
- Организация и создание условий для профилактической работы учителя — логопеда в МБДОУ «Сказка» с детьми 5-6 лет.
Задачи:
- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-6 лет);
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
С учетом этих приоритетных цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Сказка». Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МБДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Методы:
- словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
- практический (проведение семинаров-практикумов);
- наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, журнал для родителей «Мой говорун»);
- игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер, мультимидийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)
Кадровое обеспечение:
- Учитель-логопед;
- воспитатели МБДОУ,
- музыкальный работник,
- руководитель физического воспитания,
- дети и родители старшей группы.
Технологии:
- Технология совместной деятельности;
- Технология логопедического обследования;
- Технологии формирования речевого дыхания;
- Технологии развития интонационной стороны речи;
- Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
- Компьютерные технологии.
Ожидаемый результат:
- Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.
Проект является долгосрочным. Срок реализации – 1 год.
1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).
Задачи:
- Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет.
Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.
2 этап – основной (практический).
Задачи:
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет через организацию и проведение мероприятий.
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 5-6 лет.
Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике Н. В. Серебряковой включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также определений приоритетных направлений профилактической работы.
Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии, т.к. это одно из условий полноценного речевого развития дошкольников.
Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.
Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого педагоги и родители:
- должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.
- должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции и профилактики развития речи).
Взаимодействие специалистов и родителей
Просветительский блок
- Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
- Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
- Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
- Оформление стендов с общими рекомендациями;
Практический блок
- Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
- Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.
Формы работы логопеда с воспитателями в МБДОУ по профилактике речевых недостатков у детей
- консультации мастер – классы;
- семинары – практикумы;
- еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы;
- организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников».
Формы работы логопеда с родителями
- анкетирование;
- родительские собрания;
- семинары – практикумы;
- консультации;
- логопедические пятиминутки на лексические темы;
- Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
- памятки для родителей;
- журнал «Мой говорун»;
- индивидуальные консультации.
Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.
Оценка качества деятельности
Эффективность проекта можно проследить в следующем:
- Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-профилактических услуг.
- Модернизация коррекционно-профилактического процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности. Показатели эффективности проекта.
Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.
Механизм оценки:
- Диагностика речевого развития детей старшего возраста;
- Анализ речевого развития детей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ–ЛОГОПЕДА
МБДОУ «СКАЗКА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Период |
Содержание работы |
Примечание |
сентябрь | 1.Анкетирование родителей Приложение №1
2.Мониторинг развития речи детей старшей группы Приложение №2 3.Анализ результатов мониторинга и определение приоритетных направлений развития речи детей 4. Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 5-6 лет»; Результаты мониторинга Приложение №3 |
1.Проводит учитель-логопед
2.Учитель-логопед и воспитатели 3.Учитель-логопед 4.Учитель-логопед и воспитатели |
октябрь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. Приложение №4
2. Семинар-практикум для родителей детей старшего возраста «Учите детей говорить правильно» Приложение №5 3.Стендовая консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Приложение№6 4. Организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников» 5.Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Учитель-логопед и родители 3.Учитель-логопед 4.Учитель-логопед 5.Воспитатели |
ноябрь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2. Выпуск журнала «Мой говорун» 1№ 3.Индивидуальные консультации 4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Совместно учитель-логопед и воспитатели 3.Учитель-логопед и воспитатели 4.Воспитатель |
декабрь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Мастер-класс для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика» 3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» Приложение №7 4. Памятки для родителей Приложение №8 5.Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Учитель-логопед 3.учитель -логопед
4. учитель-логопед 5.воспитатель |
январь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Индивидуальные консультации 3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.учитель-логопед и воспитатели 3.воспитатель |
февраль | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2. Выпуск журнала «Мой говорун» 2№ 3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить» Приложение №9 4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Совместно учитель-логопед и воспитатели 3. Учитель-логопед 4.воспитатель |
март | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Стендовая консультация для родителей на тему: «По дороге в детский сад» 3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Учитель-логопед 3.воспитатель |
апрель | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Стендовая консультация для родителей на тему: «Игры на кухне» 3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. 4. Развлечение на тему: «Праздник красивой речи»
|
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.учитель-логопед 3. воспитатель 4. Совместно учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель дети и их родители |
май | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. 3. Выпуск журнала «Мой говорун» 3№ 4.Мониторинг развития речи детей старшей группы 5.Анализ речевого мониторинга и эффективности реализации проекта |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2. воспитатель 3.Совместно учитель-логопед, воспитатели и специалисты 4. Учитель-логопед 5. Учитель-логопед, воспитатели и специалисты МБДОУ. |
ПОБЛОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ОКТЯБРЬ |
|
1 неделя | «Осень. Признаки осени», «Деревья осенью» |
2 неделя | «Овощи», «Огород» |
3 неделя | «Фрукты», «Сад» |
4 неделя | «Грибы, ягоды, лес» |
НОЯБРЬ |
|
1 неделя | «Одежда» |
2неделя | «Обувь» |
3 неделя | «Игрушки» |
4 неделя | «Посуда» |
ДЕКАБРЬ |
|
1 неделя | «Зима», «Зимующие птицы» |
2 неделя | «Домашние животные зимой» |
3 неделя | «Дикие животные зимой» |
4 неделя | «Новый год» |
ЯНВАРЬ |
|
2 неделя | «Мебель», «Части мебели» |
3 неделя | «Транспорт грузовой и пассажирский» |
4 неделя | «Профессии на транспорте» |
ФЕВРАЛЬ |
|
1 неделя | «Детский сад. Профессии. Трудовые действия.» |
2 неделя | «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия» |
3 неделя | «Стройка. Профессии. Трудовые действия» |
4 неделя | «Наша армия» |
МАРТ |
|
1 неделя | «Весна. Приметы весны. Прилет птиц» |
2 неделя | «Комнатные растения» |
3 неделя | «Речные, озерные и аквариумные рыбки» |
4 неделя | «Моя малая Родина – Междуреченский» |
АПРЕЛЬ |
|
1 неделя | «Наш дом – Югра» |
2 неделя | «Космос» |
3 неделя | «Откуда хлеб пришел?» |
4 неделя | «Почта» |
МАЙ |
|
1 неделя | «Правила дорожного движения» |
2 неделя | «Насекомые» |
3 неделя | «Скоро лето» |
Используемая литература:
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева.
- Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
- Н.В. Нищева Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
- Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
- Э.Ф Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет, Учитель 2012
- В.М. Акименко Новые логопедические технологии Феникс, 2009
- Винникот Д.В. Разговор с родителями Независимая фирма «Класс», 1994
- Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи ОЛИСС, 2011
- О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно «Литера», 2001
- Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет М.2005
- М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М. 2007
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013года №1155
Погодина Аниса Рафгатовна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Сказка» ХМАО
гп. Междуреченский