Методика работы по составлению схемы слова. Статья может быть полезна родителям и начинающим логопедам.
После того, как ребенок научился слышать гласный на фоне односложных слов, упражняемся в составлении схемы слова.
Использую методику Гребенкиной, заменив цвет символов.
Слоговая структура и звуконаполяемость слов для полного анализа очень важны.
Начинаем работу с анализа слов типа «мак», «дом», «лис».
На примере слова «ЛИС»:
- Произнеси слово медленно, по частям (складам) ЛИ С.
- На сколько частей «распалось» слово?
- Сколько звуков в первой части? Во второй?
- «Напиши», нарисуй в воздухе.
Слияние – дуга. Звук вне слияния – точка.
- Нарисуй в тетради (на фронтальном занятии – на доске).
- Наметь точки внутри дуги (2 звука – 2 точки).
- Можем уже сказать, сколько всего звуков в слове? (3 точки – 3 звука).
- Послушай и скажи, какой гласный звук «живет» в слове «И»? На котором по счету месте? (На втором) Раскрась его «домик» красным цветом (красный кружок).
- Послушай и скажи, есть ли в слове «ЛИС» мягкие согласные звуки? (-ЛЬ). Расскажи о нем. (согласный, мягкий, звонкий). Объясни, почему мы называем его звонким? (есть голос). Проверка: ладонь на горлышко или ушки закрыть.
Примечание: Для выбора гласной буквы обозначение звонкости-глухости на схеме не нужно, так как дети ориентируются только на мягкость-твердость согласного (на схеме зеленый и синий цвет). А вот для обучения полному фонематическому анализу это обязательно.
В речевой группе мы делаем схему слова в первую очередь, чтобы научить хорошо говорить:
- Найди и обозначь «домик» звука «ЛЬ» — зеленый, не закрашенный кружок.
(Звонкие звуки – не закрашенные кружки-колечки)
- Какой твердый согласный звук «живет» в слове? (-С) Расскажи о нем: согласный, твердый, глухой. Объясни, почему ты думаешь, что он согласный? (Во рту есть преграда для воздуха). Объясни, почему ты думаешь, что он звонкий? (Голосовые связки работают, есть голос)
- Назови по порядку все звуки в слове «ЛИС». (-ЛЬ -И -С) Подпиши буквы.
На примере слова «ЖУКИ».
- Произнеси слово медленно, по частям: ЖУ КИ.
- «Напиши» в воздухе. (Две дуги)
- Напиши в тетради.
- Наметь точки внутри дуги. Можешь уже сказать сколько всего звуков в слове? (четыре)
- Послушай и скажи, какие гласные звуки «живут» в этом слове. (-У, -И). Найди на схеме и раскрась их «домики» красным цветом.
- «Позови» жуков (слово) издалека: жукИ. Какой гласный звук сильнее выделили голосом? По какому звуку «Ударили» голосом? (-И) Поставь ударение на схеме.
- Раздели слово на слоги: говори и хлопай на гласный звук. Сколько получилось слогов? Какой первый? Какой второй? Отдели вертикальной чертой на схеме первый слог от второго.
- Есть ли в слове мягкие согласные звуки? (-КЬ). Расскажи об этом звуке. Найди и обозначь его «домик» (зеленый закрашенный кружок).
- Какой твердый согласный «живет» в слове «ЖУКИ»? Расскажи о нем, найди его «домик» и раскрась (синий не закрашенный кружок)
- Назови звуки по порядку. (-Ж -У -КЬ -И). Подпиши буквы.
Примечание: Во время деления на слоги надо помнить, что слог – это толчок воздуха и разделить на слоги можно только произнесенное слово.
В русском языке все слоги стремятся к открытости. Слоги: МАР-КА, МАЙ-КА, БЕЛ-КА (сонорный присоединяется к первому слогу), но ВЕ-ТКА, МА-СКА дети обычно отхлопывают правильно.
Иногда деток учат составлять схему слова как бы «нанизывая» звуки одни за другим: называют звук и обозначают символом последовательно. Опыт работы показывает, что потом дети пишут, диктуя побуквенно, а это ведет к нарушениям письма. Перед тем, как писать, ребенок должен «охватить», проанализировать все слово и диктовать по частям:
МА – К
С – Т – РО – Й – КА
При диктовке по слогам речевые дети часто «теряют» буквы при стечении согласных, пропуск гласных, обычный для всех детей в начале обучения, тоже затягивается.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург