Презентация иллюстрирует, каким образом учителем-логопедом ДОУ неспециального вида решаются задачи профилактической направленности речевого недоразвития у детей младшего дошкольного возраста.
Использование проектного метода в профилактике речевого недоразвития у детей младшего дошкольного возраста. Проект «Учимся, играя».
Содержание презентации
Одна из задач ФГОС ДО:
- Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
ФГОС дошкольного образования
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм уровня дошкольного образования.
- Инновационные технологии реализации содержания дошкольного образования.
- Проектная деятельность в ДОУ.
Целесообразность профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста
- Актуальность вопросов оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста.
- Статистика увеличения количества детей с дефектами речи.
- Социальные причины.
- Ухудшение экологической обстановки.
- Увеличение числа патологии беременностей и родовых травм.
- Увеличение числа патологии беременностей и родовых травм.
Возможные последствия нарушений речевого развития у детей
Нарушение звуковой культуры речи младших дошкольников:
- недоразвитие фонематического слуха.
- недоразвитие звукового, слогового, буквенного анализа слов.
- обеднение словаря ребёнка.
- нарушение грамматического строя родной речи.
Паспорт проекта «Учимся, играя»
Вид проекта:
- практико-ориентированный.
- долгосрочный.
- коллективный.
Участники проекта:
- педагоги ДОУ: учитель-логопед;
- воспитатели 1 младшей группы.
- дети и родители 1 младшей группы.
Место реализации:
- МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида №9 «Сказка»
Сроки реализации проекта:
- сентябрь 2014 г-май 2015 года.
Субъекты направленности проекта «Учимся, играя»
- Педагоги ДОУ (прямое участие в проекте) через закрепление игр, физкультминуток после проведённого занятия в вечернее время и режимных моментах с детьми.
- Родители (опосредованное участие в проекте) через выполнение речевых заданий с детьми в рубрике «Логопедия для малышей» раздела «Страничка логопеда» официального сайта «МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида № 9 «Сказка» после еженедельных проведений занятий проекта учителем-логопедом.
Цель, задачи проекта «Учимся, играя»
Цель:
- оказание педагогической помощи детям в естественном и своевременном развитии речи, обеспечение его полноценности.
Задачи:
- Снизить частоту и выраженность речевой патологии среди детей младшего и среднего дошкольного возраста, улучшить качество речевого высказывания малышей, тем самым создать базу для дальнейшего успешного овладения ими родным языком в старшем дошкольном возрасте;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти у детей;
- повышать мотивацию, интерес к занятиям в рамках проекта;
- побуждать детей к совместной деятельности;
- повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
- повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, привлечь их к совместной деятельности по речевому развитию ребенка в семье.
Ожидаемые результаты проекта
- Снижение частоты и выраженности структуры речевой патологии;
- Улучшение качества речевого высказывания детей:
- восстановление слоговой структуры 2-3-сложных слов, а также звуконаполняемости слов и фраз;
- улучшение просодических характеристик речи детей
- (нормализация темпа, ритма речи, умение изменять модальность голоса, а также понимать и пользоваться интонацией говорения).
- Совершенствование мелкой моторики рук.
Направления работы по профилактике речевого недоразвития детей младшего дошкольного возраста в рамках проекта «Учимся, играя»
- Развитие силы воздушной струи.
- Развитие силы и направленной воздушной струи.
- Развитие направленной воздушной струи.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы мелкой моторики рук.
- Игры с мелкими предметами, крупами.
- Игры с прищепками.
- Игры с пальчиками.
- Игра «Сложи снеговика».
- Су-джок терапия (массаж пальчиков).
- Речь и движение: Физкультурная пауза «Мишка по лесу идёт».
Артикуляционная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика: Упражнение «Блинчик».
- Мимические упражнения: «Сердитый волк».
- Развитие правильного звукопроизношения.
- Уточнение артикуляции гласной /у/.
Формирование просодического компонента речи
- Тихо — громко; высоко — низко пропеваем колыбельную для куклы Маши.
Информационно-аналитический отчёт по формам профилактической работы в 1 младшей группе МБДОУ «Тотемский детский сад №9 «Сказка» в рамках проекта «Учимся, играя» в 2014-2015 учебном году.
Результат
Благодаря работе в рамках проекта у детей:
- активнее развивается артикуляционная и мелкая моторика,
- нормализуются просодические характеристики речи (дыхание, голос, дикция),
- формируются фонематическое восприятие, и слуховое внимание,
- улучшается слоговая структура и наполненность речевого высказывания,
- то есть создается база для успешного овладения родным языком.
Вывод
Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременная работа с детьми младшего дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.
Презентация
Проект «Учимся, играя»
Автор мультимедийной презентации:
Кремлёва Светлана Валентиновна,
учитель-логопед
МБДОУ «Тотемский детский сад
общеразвивающего вида № 9 «Сказка»,
г. Тотьма, Вологодская область