В данном материале отображено как и по каким методикам можно работать с не говорящими детьми младшего дошкольного возраста с диагнозом ЗРР и ОНР 1 уровня.
Пояснительная записка.
Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.
В основу положены следующие программы и методики работы:
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под. ред. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М, Туманова Т.В. М.: 2014г.
- «Развивайся малыш!:система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В. Закревская.- М.:2009г.
- «От слова к фразе» кн.1-3 Т.Н. Новикова- Иванцова.-М.: 2006, 2010, 2011гг.
- Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н.В. Серебряковой.-СПб.:2014г.
Цель:
- развитие речевых возможностей у детей 2-4 лет.
Задачи:
- Развитие понимания речи;
- Развитие активной подражательной речевой деятельности;
- Развитие внимания, памяти и мышления у детей.
Принципы:
- системный;
- ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка;
- постепенного усложнения заданий;
- комплексный;
- деятельностный;
- онтогенетический;
- общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Адресат программы:
- не говорящие или мало говорящие дети 2-4 лет.
Направления реализации программы:
- Логопедическая диагностика.
- Логопедические занятия.
- Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
- Индивидуальные консультации.
- Открытые подгрупповые логопедические занятия.
- Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
Занятия проходят 2 раза в неделю.
Форма логопедического воздействия:
- подгрупповая (2-3 человека).
Результаты освоения программы и методика оценки.
На каждого ребенка, занимающегося у логопеда, заводиться карта обследования. В ней отражена диагностика, состоящая из нескольких разделов:
I. Развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.
II. Формирование предпосылок для развития активной речи; активизация, совершенствование словаря, грамматически правильных фраз и связной речи.
III. Развитие зрительной ориентировке в форме, цвете, величине.
IV. Развитие мелкой моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.
Все задания в данных разделах имеют свою оценку. Оценка представляет собой возраст , которому соответствует то или иное развитие.
В соответствии с картой обследования строятся подгрупповые занятия. В середине и в конце года проводиться диагностика, с целью выявления динамики. Если у ребенка исправлены все речевые процессы, то он выводиться из логопункта.
Каждое занятие включает следующие разделы:
Раздел | Продолжительность |
Артикуляционная гимнастика | 3-5 минут |
Формирование воздушной струи | 3 минуты |
Развитие понимания и активной речи | 5-7 минут |
Физминутка | 3 минуты |
Развитие мелкой моторики | 3-5 минут |
На заключительном этапе проводится логопедическое обследование, по результатам которого даются рекомендации родителям.
Ожидаемые результаты:
- Развитие понимания речи у детей.
- Развитие активной речи.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие внимания, памяти и мышления у детей.
Тематическое планирование
- См. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н.В. Серебряковой.-СПб.:2014г.
- «Развивайся малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В. Закревская.- М.:2009г.
Литература:
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под. ред. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М, Туманова Т.В. М.: 2014г.
- «Развивайся малыш!:система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В. Закревская.- М.:2009г.
- «От слова к фразе» кн.1-3 Т.Н. Новикова- Иванцова.-М.: 2006, 2010, 2011гг.
- Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н.В. Серебряковой.-СПб.:2014г.
Петровская М.С.,
учитель-логопед