Краткая аннотация: Дидактический материал для письменного обследования лексико-грамматического строя речи учащихся 5-х-7-х классов общеобразовательной школы. Эти задания будут полезны не только логопедам, но и родителям, которые хотят проверить уровень речевого развития своего ребенка.
Материал для обследования речи
Подбери слова, близкие по значению (синонимы):
Бездельник______________
Большой______________
Грустный______________
Бежать______________
Подбери слова, противоположные по значению (антонимы):
Ранний______________
Широкий______________
Бледный______________
Нагреть______________
Вставь нужный антоним в предложение:
В солнечную погоду небо ясное, а в дождливую______________
Подбери синонимы и антонимы к многозначным словам:
Свежий ветер______________
Свежий воздух______________
Свежий хлеб______________
Свежая газета______________
Свежая рубашка______________
Объясни значение слов-паронимов:
Бегун______________
Беглец______________
Беженец______________
Невежа______________
Невежда______________
Земляк______________
Землянин______________
Опечатки______________
Отпечатки______________
Выдели группы родственных слов (цифрами):
Горевал, загорел, пригорок, горцы, горестные, горит, горный пригорюнился, выгорит, горелый.
Подбери однокоренные слова:
Вода______________
Варить______________
Объясни значение фразеологизмов:
Работать, спустя рукава______________
Вставлять палки в колёса______________
Бить баклуши______________
Объясни значение пословиц:
Делу – время, потехе – час______________
Лёжа хлеба не добудешь______________
Подбери как можно больше глаголов к существительным:
Дождь______________
Солнце______________
Подбери как можно больше прилагательных к существительным:
Музыка______________
Ветер______________
Образуй прилагательные от данных существительных:
Столица______________ Лиса______________
Слива______________ Петух______________
Конец______________ Медведь______________
Творец______________ Лягушка______________
Перо______________ Пух______________
Образуй глаголы с помощью приставок (как можно больше):
Лететь______________
Поставь существительное в нужном падеже:
Любоваться (бабочка)______________
Заглядеться (бабочка)______________
Хорошо относиться (книги)______________
Аккуратно обращаться (книги)______________
Начать (работа)______________
Приступить (работа)______________
Применять (правила)______________
Пользоваться (правила)______________
Платить (проезд)______________
Оплатить (проезд)______________
Допиши окончания:
Хорош…… дело два века живёт.
Вчерашн…… дня не воротишь.
В колюч……. кустарнике не спрячешься.
Охотники ночевали на свеж……. сене.
Пахло дождём и свеж…… сеном.
Случалось целые ночи проводить на холодн……. осенн……. ветру.
Поставь слова в нужном порядке так, чтобы получилось предложение и запиши его:
Я, поляне, вас, лежу, на, травы, из, гляжу, на.
______________
Прочитай предложения и ответь на вопросы:
Петю встречал Миша. – Кто уехал?______________
Лене написала письмо Катя. – Кто получил письмо?______________
Внука проводил дедушка. – Кто уехал?______________
Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. – Кто выше всех?______________
Закончи предложения:
На повороте машина остановилась, (почему?)______________
На повороте машина остановилась, (зачем?)______________
Заяц запутывает следы, (почему?)______________
Заяц запутывает следы, (зачем?)______________
Мы торопились, (зачем?)______________
Мы торопились, (почему?)______________
Калашникова М.М.,
учитель-логопед