В данной статье приведены примеры нарушений письменной речи учащихся начальной школы. Даются рекомендации для родителей и учителей начальных классов по преодолению письменных ошибок. Приводятся приемы и упражнения, направленные на развитие оптико-пространственных процессов.
Специфика школьного логопеда исправлять не только устную речь, но и предупреждать и исправлять письменные ошибки. Особенно в 1 классах часто встречаются замены букв по оптическому сходству. Учителям и родителям можно предложить задания и упражнения направленные на устранение и предупреждение этих замен. Данную статью можно использовать на стенде для родителей, можно в качестве памятки для родителей во время индивидуальных консультаций.
Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности.
Письменная речь — это вторичная более поздняя, по времени возникновения, форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы:
а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж
б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О
в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К
Приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии.
Коррекционную работу нужно начинать не с букв, а с геометрических фигур:
- Предлагаются парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с изменением при этом некоторых его деталей (домик с неодинаковым количеством окон, разным расположением трубы на крыше и пр.; ёлочка с разным количеством веточек-штрихов и т. п.).
- Различение геометрических фигур по форме и величине (при неправильном выполнение, ребёнку необходимо пояснить различия в фигурах).
- Очень важно проведение специальной работы по усвоению понятий «верх — низ», «вверху — внизу», «выше — ниже», «справа — слева».
- Сначала ребёнок только показывает, какие фигуры расположены справа, слева, сверху, между… Потом сам называет место расположения фигур по отношению к другой фигуре.
- «Озвучивание» различного пространственного расположения предметов (карандаш на книге, в книге, под книгой и т.д.)
Лишь после предварительной подготовки можно переходить непосредственно к работе над дифференциацией смешиваемых букв:
- сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Н-р, у буквы и только 2 крючка, а у буквы ш – 3; у буквы р палочка длинная, а у буквы п – короткая; у буквы ш только 3 крючка, а у буквы щ кроме них, есть ещё дополнительный элемент и т. д.
- складывание букв из составляющих их элементов;
- построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом взрослым;
- предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
- отгадывание буквы, построенной другим;
- реконструирование, то есть «переделка» одной буквы в другую;
- «достраивание» букв путём добавления к ним недостающих элементов;
- нахождение «спрятавшихся» букв в фигуре (– Б, Т, Г, Р, Ф; – В, Р, Ь, Ъ, Ф; – Ж, Х, Т, Г, У, К)
- вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
- письмо смешиваемых букв в воздухе; на ладони у ребёнка (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);
- вырезание букв из бумаги или картона;
- обводка контуров букв;
- раскрашивание буквы большого размера (5-6 см.), написанной взрослым;
- письмо букв по опорным точкам, поставленными взрослыми;
- узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);
- узнавание и последующее называние недописанных букв;
- узнавание букв, наложенных друг на друга;
- узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
- называние рядом написанных сходных по описанию букв;
- на заключительных этапах работы: письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку. Перед записью каждой буквы ребёнок должен сказать, из каких элементов она состоит.
- письмо под диктовку слогов, а затем и слов со смешиваемыми или неправильно изображаемыми буквами.
Задания для профилактики и исправления «зеркального» написания букв:
- развитие ориентировки в окружающем пространстве;
- в каждой паре букв показать правильно написанную букву;
- рассказать, как можно «переделать» «зеркальную» букву в правильную;
- зачеркнуть все «зеркальные» буквы;
- перевести оставшиеся не зачёркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный;
- на заключительных этапах работы письменные упражнения под контролем взрослых. Основной принцип всех письменных упражнений: предупредить и не допустить ошибки, а не исправлять уже сделанные.
Данные упражнения позволяют не только закрепить правильный оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии.
Литература:
- Лозбякова М.И. «Учимся правильно и чётко говорить».- М, 2003г.
- Парамонова Л.Г. «Говори и пиши правильно».- СПб, 1996г.
- Парамонова Л.Г. «Логопедия для всех».- М, 2002г.
- Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфических ошибок у детей».- СПб, 2004г.
Григорьева М.А.,
учитель-логопед