В статье дается описание различных методов развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи. Но трудно найти универсальные методы и приемы, каждый имеет свои плюсы и минусы. Поэтому каждый педагог должен выбирать методы и приемы развития диалогической речи, те, которые соответствуют индивидуальным потребностям, возможностям ребенка.
Анализ методов развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
К числу проблемных вопросов в логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них диалогической речи.
Формирование и развитие диалогической речи необходимо для полного преодоления речевого недоразвития и введение детей в социальное окружение.
Актуальность проблемы развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что речь формируется и развивается при непосредственном общении детей с взрослыми, друг с другом. Но речевые нарушения часто негативно сказываются на взаимоотношениях ребенка с окружающими. Неумение строить диалог может стать причиной неблагоприятных отношений со сверстниками. Нарушения диалогической речи отрицательно влияют на способность детей к дальнейшему обучению, на социальную адаптацию.
В связи с изменениями в образовании, важно своевременно преодолевать нарушения диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
На новом этапе развития, современное общество требует готовую к диалогу личность, открытую для общения. Индивид считается личностью, если его диалогические умения развиты и востребованы.
Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи приобретает особенное значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу по поиску эффективных методов и приемов формирования диалогических умений и навыков.
Основным методом формирования и развития диалогической речи в повседневном общении является разговор педагога с детьми (неподготовленный диалог), для которого характерно следующее:
- незапланированность;
- большое разнообразие обсуждаемых тем и используемых языковых средств;
- частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;
- разговорный стиль речи.
Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи.
В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи.
Можно изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.
Подобным методом является и беседа.
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог на заранее выбранную тему; организованный разговор педагога с группой детей, охватывающий один какой-нибудь вопрос.
В беседе педагог:
- уточняет и упорядочивает опыт детей, который они приобрели в ходе наблюдений и разнообразной деятельности;
- прививает детям правильное отношение к окружающему;
- приучает детей живо, последовательно мыслить, не отвлекаясь на лишние детали;
- учит просто и понятно излагать свои мысли;
- воспитывает умение слушать и понимать речь других.
При этом педагог должен выполнять следующие правила работы с детьми:
- активное участие в беседе должны принимать все дети;
- вопрос ставится перед всей группой, а затем дети отвечают по одному;
- не следует прерывать отвечающего ребенка.
Целью беседы является не проверка знаний, а обмен впечатлениями, рассуждения.
Разговор-беседу связывают с наглядным материалом. Взрослый предлагает рассмотреть игрушки в игровом уголке. Затем – рассказать, какие игрушки есть у детей дома, как они играют.
С беседой тесно связано совместное рассказывание, словотворчество, как метод развития диалогической речи.
В совместном рассказывании широко используется прием, где взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает. Получается своеобразный диалог.
Но развивая диалогическую речь с помощью бесед и разговоров, педагог не в полной мере использует потенциальные возможности игр или вовсе не использует. А именно игры отвечают потребностям развивающейся личности ребенка.
Распространённое представление о диалоге как вопросно-ответной форме речи необоснованно и ведет к обеднению содержания логопедической работы по развитию диалогической речи.
При обучении детей задавать вопросы и отвечать на них необходимо уделять внимание и другим диалогическим репликам (обращение, побуждение, оценка).
Усвоив разнообразие реплик в диалоге, ребенок усвоит и разнообразие их функций.
К игровым приемам в диалоге можно отнести любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), которая предусматривает речевое взаимодействие, а также воспроизведение литературного текста по ролям.
Литературные произведения дают детям лучшие образцы диалогического взаимодействия. Диалоги, воспроизводимые детьми в инсценированных стихах, в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ участника диалога, обобщают формы реплик и правил ведения диалога.
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги. В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Насыщенный материал для развития диалогической речи вложен в словесные игры, которые воспитывают внимательность к словам партнера по игре, быстроту реакций в диалоге, умение задавать провокационные вопросы.
Реплики в словесных играх логически связаны между собой, поэтому дети упражняются во многих диалогических умениях.
Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра, только в том случае, если большее внимание уделяется формам взаимодействия детей, их общению.
Особое место в развитии диалогической речи занимают словесные дидактические игры, в которых задачи ставятся на материале языка, а правила побуждают детей к общению.
Правила заставляют слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать указания, высказывать свое мнение, рассуждать. Эффективной будет и организация парных игр в ходе коллективного речевого занятия (разрезные картинки, парное рисование и так далее).
Использование игр-драматизаций является незаменимым материалом для закрепления и формирования диалогических умений. Педагог, обогащая ролевые диалоги, не только развивает игру, но и все стороны диалога.
Также игры-инсценировки ценны для развития диалогической речи детей. В них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, придуманные и оформленные ребенком самостоятельно.
В режиссерских играх дети могут совместно озвучить персонажей. Разыгрывая спектакли, дети упражняются в воспроизведении литературных диалогов.
Игровые упражнения в диалоге разнообразны, их связь с литературными произведениями дает детям лучшие образцы родной речи, приближают их к реальному общению.
Игры-драматизации и театрализованные игры более эффективны, так как содержат значительный спектр диалогических умений: разнообразные образцы вопросов и ответов, структуры высказывания, эмоциональность и выразительность общения, очередность обмена репликами. Но при этом самостоятельность построения и ведения диалога, возможность поделиться личным опытом, логическая осмысленность уходит на второй план.
Дидактическая кукла, как заменитель партнера в игре, друга, сверстника, способствует развитию диалогических навыков у детей с общим недоразвитием речи. Роль активного слушателя и образцового собеседника кукла может выполнять в повседневном общении, на специализированных, коррекционных занятиях.
В процессе игрового общения с куклой, дети учатся быть инициатором диалога, варьируют вопросы о себе, о выдуманном персонаже, свободно пользуются вежливыми репликами: здравствуйте, спасибо большое. В данном контексте развивается умение строить сложные диалогические конструкции.
Введение дидактической куклы в процесс общения эффективно на начальных этапах, как обучающий и тренировочный материал для развития диалогической речи. Ни один ребенок, ни один педагог не смогут спроецировать и проиграть все варианты диалогов, только «живое общение» с окружающими обогатит опыт общения.
Вышеперечисленные методы и приемы традиционно используются для развития диалогических навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, но не все соответствуют требованиям федерального государственного стандарта.
В этом случае можно использовать в логопедической работе авторский комплект игр «СтройКайе», который соответствует современным требованиям: вариативность, полифункциональность, эстетичность, доступность, безопасность.
Кроме развития психических процессов, стимуляции речевого развития, данные игры эмоционально окрашивают и оживляют общение детей друг с другом, дети чаще пользуются диалогической речью.
Общение в данном случае строится на продуктивной деятельности и познавательном развитии, речевое же развитие второстепенно.
Стоит обратить внимание на важность кооперативного общения в ходе сюжетно-ролевых игр. Совместно разыгрывая ролевые диалоги, дети сами осваивают новые способы и средства общения.
К современным технологическим приемам формирования диалога относятся тризовские игры. Они упражняют детей в умениях поддерживать тему разговора, слышать и понимать собеседника.
Совокупность традиционных форм работы с детьми с другими
методами обеспечит решение задач развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Каждый педагог должен выбирать методы и приемы развития диалогической речи, те, которые соответствуют индивидуальным потребностям, возможностям ребенка.
Казанцева О. В.,
учитель-логопед