Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Аннотация: В результате мультиаспектных исследований различных форм речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста Р.Е. Левиной и соавторами (Н.А. Никашкина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50-60-е годы ХХ века было впервые выделено обще недоразвитие речи. Речевыми расстройствами считаются нарушения развития, возникающие в соответствии с иерархической структурой умственной деятельности. Согласно позиции системного подхода, структурные проблемы различных форм речевых нарушений решаются в зависимости от строения компонентов речевой системы.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Логопедическое заключение: ОНР 3 уровня, стертая форма дизартрииВ результате мультиаспектных исследований различных форм речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста Р.Е. Левиной и соавторами (Н.А. Никашкина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50-60-е годы ХХ века было впервые выделено обще недоразвитие речи. Речевыми расстройствами считаются нарушения развития, возникающие в соответствии с иерархической структурой умственной деятельности. Согласно позиции системного подхода, структурные проблемы различных форм речевых нарушений решаются в зависимости от строения компонентов речевой системы.

Исследование Р.Е. Левиной наиболее тяжелых речевых расстройств выделяет и подробно описывает категорию детей с недостаточной сформированностью структуры языка. Дети в этой группе имеют более или менее искаженное произношение, не в полной мере овладевают системой морфем, плохо владеют словообразованием и словоизменением, имеют бедный словарный запас в количественном и качественном отношении, отставая от возрастной нормы. Р.Е. Левина полагает, что связная речь также плохо развита у детей с нормальным умственным развитием и физическим слухом. Такое системное расстройство называется «общим недоразвитием речи» (ОНР) [42].

ОНР – это такие речевые аномалии у детей с нормальным слухом и нормальным умственным развитием, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи [24].

В большинстве случаев возникновение ОНР не удается выявить своевременно, потому что полноценная речь у ребенка развивается только к трехлетнему возрасту. Различные негативные эффекты в пренатальный и послеродовой период (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут в дальнейшем быть причиной возникновения общего недоразвития речи ребенка.

М.Е. Хватцев разделил причины нарушения речи на внешние и внутренние, выделив причины органической, функциональной, социально-психологической и неврологической ироды.

По органическим причинам М.Е. Хвацев связал различные внутриутробные заболевания, возникающие между 4 неделями и 4 месяцами внутриутробного развития плода, во время родов или сразу после рождения. Это могут быть органические поражения периферических органов речи; экзогенные органические факторы, вызывающие повреждение центральной и периферической нервной системы, и несовместимость резус-фактора в крови матери и ребенка могут сочетаться с другими нарушениями, такими как слух, зрение и интеллект.

Функциональные причины М.Е. Хвацева связывает с учением И.П. Павлова о различных отклонениях, связанных с психическими процессами, таких как возбуждение и торможение в центральной нервной системе.

Он также определил умственную отсталость, различные нарушения памяти и другие психические расстройства как неврологические причины.

Социально-психологические причины – негативное воздействие на ребенка со стороны окружающей среды. Чтобы ребенок мог полноценно развиваться, его общение должно быть полным, постоянным и эмоционально насыщенным.

Употребление алкоголя и никотина во время беременности может ухудшить физическое и умственное развитие ребенка, одно из проявлений которого часто связано с ОНР и различными сложными синдромами.

Генетические факторы играют важную роль в развитии нарушений речи. В этих случаях нарушения речи могут возникать под влиянием незначительных побочных эффектов.

При определении причины речевых нарушений необходимо учитывать критический период речевого развития у детей, который наиболее уязвим для развития психологических и индивидуальных элементов речи, что увеличивает риск возникновения различных речевых нарушений.

В большинстве случаев общее недоразвитие речи может, является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения. Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним органическим поражением мозга.

Е.М. Мастюкова придавала особое значение в этиологии ОНР перинатальной энцефалопатии, которая может быть: гипоксической (вследствие асфиксии в родах и внутриутробной гипоксии), билирубиновой (вследствие несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности), травматической (вследствие механической родовой травмы) [46, с.21].

При общем недоразвитии речи отмечается позднее начало речи, небольшой запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Общее недоразвитие речи у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева первый уровень речевого развития характеризуют полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих [24].

Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств [24].

Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики, грамматического строя.

В последние годы Т. Б. Филичевой описан IV уровень ОНР: остаточные явления речевого недоразвития, характеризующиеся отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются [69].

Рассмотрим подробнее особенности речи детей с общим недоразвитием речи III уровня. В устной речи детей, находящихся на третьем уровне речевого развития, обнаруживаются отдельные аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны, чем у детей, находящихся на первом и втором уровнях развития речи.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.

Бедный запас слов, выражающих оттенки значений, характеризует речь детей на этой стадии ее развития. Эта бедность частично обусловлена неумением различить и выделить общность корневых значений. Отмечается довольно большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях.

Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок.

Согласно Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения [24].

Звуковая сторона речи на описываемом уровне значительно сформирована. Дефекты произношения звуков позволяют обнаруживать закономерные затруднения в различении фонем, принадлежащих лишь к родственным группам. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Таким образом, третий уровень общего недоразвития речи характеризуется следующими недостатками:

1. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдаются неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов, почти не используются в речи более сложные предлоги.

2. Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка — ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.

3. В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные).

4. У большинства детей на этой стадии еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

5. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.

В речи детей с ОНР четвертого уровня встречаются нарушения, в основном заключаются в сокращении звуков, и редко – пропуски слогов. Также наблюдаются парафазии, перестановки звуков, редко слогов.

Вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Имеются недостатки фонематического слуха.

На этом этапе в речи детей отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Но до сих пор затруднено использование сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными.

Связная речь весьма своеобразна. При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок нарушена логическая последовательность, присутствуют пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни они пользуются простыми малоинформативными предложениями. Сохраняются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Несмотря на различную природу дефектов, дети с ОНР имеют типичные проявления, которые указывают на системное нарушение языковой активности (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова):

− речь развивается в более поздний период: первые слова появляются между 3 и 4 годами, а иногда и через 5 лет;

− речь является аграматической, фонетическое развитие также отклоняется от нормы

− имперессивная речь развивается ранее экспрессивной, ребенок понимает сказанное, но не может оформить собственное высказывание;

− недостаточная ясность речи [44].

Речь этих детей малопонятна. При ограниченности речевого опыта и несовершенстве речевых средств у детей с ОНР недостаточно удовлетворяется потребность в речевом общении. Разговорная речь бедная, тесно связанная с той ситуацией, в которой ребенок в данный момент находиться. Связная и монологическая речь развивается трудно.

Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Помимо речевых нарушений, у детей с ОНР III уровня имеется особенности развития психических неречевых процессов, таких как память, мышление, внимание [34]. На развитие всех этих процессов речь оказывает непосредственное влияние.

Нарушение внимания и памяти проявляется у этих детей следующим образом: им трудно восстановить порядок даже четырех объектов после их перестановки, они не замечают никакой неточности в заданиях-шутках. Еще сложнее им сконцентрироваться и сосредоточить свое внимание на чисто словесном материале вне визуальной ситуации. Следовательно, такие дети не могут в полной мере воспринимать длинные и абстрактные объяснения взрослого, длинные инструкции и развернутые оценки деятельности.

Нарушения внимания и памяти в основном касаются произвольной деятельности.

В развитии двигательной сферы дошкольников с ОНР Е.М. Мастюкова выделила следующие особенности: у детей имеются малые неврологические дисфункции, которые выражаются в нарушении регуляции мышечного тонуса, недостаточности тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированности кинестетического и динамического праксиса. Подобные недостатки приводят к появлению моторной неловкости, недостаточному развитию мелкой моторики, затруднениях при переходе от одного движения к другому [46].

В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова отмечают, что нарушение подвижности органов артикуляции проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов: языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Соответственно, нарушение артикуляции звуков приводит к неправильному произношению, а часто и к общей неразборчивости, к невнятности речи [7].

Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова полагают, что поскольку слово и мысль тесно связаны друг с другом, следовательно, словесно-логическое мышление детей с ОНР III уровня несколько меньше возрастной нормы. В целом, имея полные предпосылки для овладения умственными операциями, доступными для их возраста, дети запаздывают в развитии словесного и логического мышления, без специальной подготовки, им трудно анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать [44].

Дети с ОНР испытывают выраженные затруднения при обучении их пониманию количественных отношений, представлений о числе и о натуральном ряде чисел, а так же испытывают выраженные и стойкие затруднения в усвоении математики.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Если говорить о характере взаимоотношений ребенка с окружающими, то из-за несформированности средств общения нарушается развитие и коммуникативных функций. Дети часто бывают не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, обладают скудной палитрой эмоций.

Что касается самооценки, то у детей с ОНР она обычно занижена, что находит свое отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

Поэтому правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений, оценка неречевых процессов, необходимо для выявления атипичного развития детей с ОНР, выбора наиболее эффективных приемов коррекции с учётом их компенсаторного фона и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Особенности речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Фразовая речь. У детей с ОНР III уровня отмечается развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; активная речь — простые предложения, затрудняется распространять простые и строить сложные предложения;

Понимание речи – приближается к норме; затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении лексико-грамматических структур, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные связи и отношения;

Словарный запас – значительно возрастает, пользуется всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества;

Грамматический строй речи. Ребенок пользуется всеми частями речи. Отмечается заметное преобладание существительных и глаголов. У детей с ОНР III уровня неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества;

Звукопроизношение. У детей с ОНР III уровня наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения; характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному и замены групп звуков более простыми по артикуляции;

Слоговая структура слова — нарушений меньше чем у детей со II уровнем речевого развития. В наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются те же, что и у детей 2-го уровня, особенно страдает звуконаполняемость слов;

Фонематическое восприятие. Не достаточно развиты фонематическое восприятие и фонематический слух; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

Таким образом, исследователи, изучавшие данную проблему, отмечают, что с точки зрения структуры дефекта группа детей с ОНР III уровня крайне неоднородна. Степень нарушения речевых и неречевых психических функций также может быть различна. На отклонения в развитии неречевых функций могут повлиять как собственно нарушения в ЦНС (первичные нарушения), так и сама речевая недостаточность (вторичные нарушения).

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

Трифаненкова Татьяна Олеговна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: 

Сейчас читают:

Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения
Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Использование элементов изодеятельности на логопедических занятиях для детей с ОНР Использование элементов изодеятельности на логопедических занятиях для детей с ОНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.