Профилактика оптической дисграфии у учащихся начальной школы в условиях логопедического пункта

Оптическая дисграфияВ последние годы увеличился показатель количества детей с нарушениями речи. По статистическим данным Московского центра оценки качества образования, больше 40% детей, оказались не готовы к обучению в школе на 2017 год. Нарушение письменной речи является причиной неуспеваемости младших школьников в 20% случаях. Каждый пятый ребенок нуждается в помощи логопеда.

Изучая и анализируя научную литературу, методические разработки классиков и современников (А.Р. Лурия, С.С. Мнухин, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, О.В. Елецкая и др.) по выявлению и профилактики нарушений письменной речи, определено, что отсутствует единая точка зрения относительно отдельных понятий и методик, что обусловлено индивидуальными особенностями проявления оптической дисграфии.

В связи с этим проблема изучения и профилактика нарушения письменной речи у школьников начальных классов в настоящее время остается одной из самой актуальной, что требует поиска все новых решений.

Нами была поставлена цель: исследовать состояние устной речи, ряд невербальных программ, обеспечивающих письмо, разработать и внедрить в коррекционный процесс программу для профилактики оптической дисграфии у учащихся начальной школы, и тем самым добиться в ходе эксперимента положительной динамики.

Профилактика оптической дисграфии у учащихся начальной школы в условиях логопедического пункта

В последние годы увеличился показатель количества детей с нарушениями речи. По статистическим данным Московского центра оценки качества образования, больше 40% детей, оказались не готовы к обучению в школе на 2017 год. Нарушение письменной речи является причиной неуспеваемости младших школьников в 20% случаях.

Каждый пятый ребенок нуждается в помощи логопеда.

Изучая и анализируя научную литературу, методические разработки классиков и современников (А.Р. Лурия, С.С. Мнухин, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, О.В. Елецкая и др.) по выявлению и профилактики нарушений письменной речи, определено, что отсутствует единая точка зрения относительно отдельных понятий и методик, что обусловлено индивидуальными особенностями проявления оптической дисграфии.

В связи с этим проблема изучения и профилактика нарушения письменной речи у школьников начальных классов в настоящее время остается одной из самой актуальной, что требует поиска все новых решений.

Нами была поставлена цель: исследовать состояние устной речи, ряд невербальных программ, обеспечивающих письмо, разработать и внедрить в коррекционный процесс программу для профилактики оптической дисграфии у учащихся начальной школы, и тем самым добиться в ходе эксперимента положительной динамики.

Одной из главных проблем построения логопедической работы в условиях школьного логопедического пункта с такими детьми, является отсутствие специализированной, валидной диагностики с критериальной шкалой по выявлению оптической формы дисграфии у младших школьников.

Отсюда мы предположили, что изучение особенностей речевого развития первоклассников, выявление учащихся, составляющих «группу риска» по возникновению нарушения письменной речи, проведение превентивной логопедической работы с такими детьми позволит предупредить возникновение нарушение письма у учащихся данной категории.

Письмо, как сложный процесс, включает многоуровневую структуру, где задействованы речемыслительные, зрительные и кинетические операции. Данный процесс у взрослого человека носит свернутый, сжатый характер, а при формировании навыка письма у детей, имеющееся действие проходит в поэтапном, более детальном виде.

Для правильного формирования и овладения навыком письма должны соблюдаться основные условия, к ним относятся:

1) не нарушенный интеллект, сохранный слух и зрение;
2) соответствующий возрастной норме уровень сформированности всех компонентов устной речи (слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи);
3) достаточный уровень развития концентрации, переключения внимания, объема памяти, пространственных и временных представлений;
4) Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза должно соответствовать возрастной норме;
5) готовность руки к письму, т.е. не нарушена зрительно – моторная координация.

Непростой задачей для ученика начальных классов является анализ и сравнение букв, следовательно, появляются сложности в воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. С движением руки при письме одновременно осуществляется и кинестетический контроль, который подкрепляется зрительным, т. е. чтением написанного.

На констатирующем этапе эксперимента нами была разработана  емкая, простая в понимании и реализации комплексная диагностика по выявлению оптической дисграфии у учащихся начальной школы.

Диагностический материал составлен на основе систематизации авторских работ «Тестовая диагностика устной речи младших школьников» Фотековой Т.А. и «Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников» Т.В. Ахутиной , О.Б. Иншаковой.

Уровень состояния письменной речи определялся согласно методике Л.Р. Лизуновой, а диагностические задания вошли из сборников О.В. Елецкой и О.Б. Иншаковой.

В констатирующем эксперименте на выявление оптической дисграфии принимали участие 25 детей первых классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 4» города Волжска, Республики Марий Эл. В экспериментальную группу вошли 16 мальчиков и 9 девочек, также следует отметить, что состав группы идентичен, в нее входят дети без особенностей развития, согласно личным делам и медицинской документации.

Как показало диагностическое исследование 40 % учащихся вошли в «группу риска» по предрасположенности к возникновению оптической дисграфии. Наиболее частые ошибки при выполнении заданий: зеркальное написание букв, смешение букв по кинетическому сходству, добавление лишних элементов, пропуски букв, ошибки на уровне оптико – пространственных представлений.

Полученные результаты в ходе констатирующего эксперимента, а в частности выявление компонентов оптической дисграфии, позволили определить основу комплекса превентивной логопедической работы, разработанного с целью профилактики оптической дисграфии у учащихся начальной школы, основой программы послужили работы Е.В. Мазановой, О.С. Яцель, Е.Н. Юрьевой.

Профилактическая работа велась по двум направлениям.

На первом этапе проводилось развитие неречевых процессов, а именно:

1) развитие у учащихся зрительного восприятия и узнавания предметов (гнозиса)-восприятия цвета, формы, размера и величины;
2) развитие зрительного анализа и синтеза;
3) уточнение и расширение объема зрительной памяти (мнезис)-формы предметов, цвета, последовательности и количества предметов (геометрические фигуры);
4) формирование пространственных восприятий и представлений-ориентировка по отношению себя, дифференциация правых и левых частей предмета, расположение предметов в плоскости по отношению к другим, ориентировка в окружающем пространстве;
5) формирование и развитие речевых средств, отражающих зрительно – пространственные отношения;
6) развитие зрительно – моторной координации.

Второе направление отражало работу по дифференциации графически сходных букв:

1) развитие буквенного гнозиса и мнезиса – развитие восприятия и запоминания цвета, формы, величины и элементов букв; дифференциация расположения элементов букв; развитие запоминания и последовательности сходных по графическому написанию букв;
2) уточнение и закрепление связей между звуком и его графическим изображением на письме;
3) развитие навыков звукового анализа и синтеза – закрепление знаний о гласных и согласных звуках, упражнения в различении звуков,
4) дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв по оптическому и акустическому сходству.

Превентивная логопедическая работа с «группой риска» проводилась 3 раза в неделю, минуя учебный процесс, общее количество проведенных занятий — 18,из них 6 индивидуальных и 12 фронтальных.

Продолжительность занятия группового – 40 мин, а индивидуального – 25 мин. Программа рассчитана на 64 часа.

Данной Программой предусмотрено два раза в год проведение проверочных работ с целью закрепления полученных навыков.

Проведенная работа позволила улучшить на 70 % показатели письменной речи в ходе контрольного эксперимента детей «группы риска» по предрасположенности к возникновению оптической дисграфии.

Таким образом, в ходе проведения эксперимента нами была достигнута цель – и мы получили положительную динамику при проведении профилактических занятий на устранение оптической дисграфии школьников 8 года жизни, следовательно выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, что изучение особенностей речевого развития первоклассников, выявление детей, составляющих «группу риска» по возникновению нарушения письменной речи, проведение превентивной логопедической работы с такими детьми позволяет предупредить возникновение нарушение письма у детей данной категории.

Список используемой литературы:

1. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму. Современные подходы к диагностике коррекции речевых расстройств / М.Г. Храковская. – М.:. АСТ Астрель, 2001. – С.195-213.
2. Иншакова, О.Б. Изменение способа анализа ошибок письма при дисграфии у младших школьников. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. // Г.В. Чиркина, Е.В. Оганесян, М.Н. Русецкой. – М.: Московский социально-гуманитарный институт, 2004. – С.99-105.
3. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – М.: Союз СПб, 2001. – 219 с.
4. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. – М.6 Издательский центр «Академия», 2002. — 347 с.
5. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с.
6. Юрьева, Е.Н. Преодоление оптической дисграфии. Профилактические игры для детей 5-8 лет / Е.Н. Юрьева. – М.: Гном, 2013. – 24 с.

Е.В. Федосеева,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: 

Сейчас читают:

Приёмы профилактики оптической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью Приёмы профилактики оптической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью
Памятка для родителей, дети которых допускают ошибки Памятка для родителей, дети которых допускают ошибки
Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте
Нарушения письма у умственно отсталых школьников Нарушения письма у умственно отсталых школьников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.