Проведение групповых занятий в нейрореабилитации у больных с афазией грубой степени выраженности
Проблема восстановления коммуникативной функции речи у больных с афазией является одной из актуальных в афазиологии.
Известно, что речь является социальным продуктом и возникает как в общении и вследствие общения. А такие свойства речи, как активность, намеренность и инициативность, могут возникнуть только в коллективе и лучшей средой для реабилитации является также коллектив, в котором и могут быть реализованы функции социального общения и психологического контакта.
Пациенты с грубой степенью афазии испытывают большие трудности при установлении социальных контактов. Снижение коммуникативной активности может достигать полного отказа от общения.
Решению этих задач наиболее полно отвечают групповые занятия. Они апеллируют к личности больного и способствуют актуализации и реализации скрытых резервов в психической сфере человека.
Целью групповых занятий является не только восстановление личностного и социального статуса больного, но и преодоление психологического барьера в общении с окружающими, преодолении дефектов психологического контакта.
Групповые занятия являются лучшим способом восстановления коммуникативной способности больных путем межличностного общения в терапевтической группе. В них применяются те формы и функции речи, которые наиболее эффективны в группой форме обучения (эмотивная, диалогическая).
Так же групповые занятия являются методом, который лучше всего может обеспечить нужную речевую среду для больных с афазией. Важным является то, что единицей групповой формы организации восстановительного обучения является малая социально терапевтическая группа, которая имеет ряд специфических механизмом, положительно влияющих на эффективность восстановительного обучения ( подражание, поддержка, взаимопомощь, сотрудничество, соревнование).
Терапевтическая группа комплектуется из 7-10 человек. Группы формируют в зависимости от степени выраженности дефекта. Пациенты с грубой формой речевой патологии.
Группа разновозрастная (от 18 и старше) и включает людей разного образовательного и социального уровня, при этом 80% пациентов в речевом статусе имеют – комплексную моторную афазию.
Исходя из этого, специфика применения данной методики опирается на необходимость комплексного медико-психолого-педагогического воздействия на больных с различность степенью тяжести речевого дефекта.
Важно создать на занятии положительный эмоциональный настой и предусмотреть индивидуальный уровень работоспособности больного, подготовить несколько видов работы для каждого больного, максимально приближенных к естественным условиям общения.
Данная методика включает в себя ряд аспектов:
- выявление, уточнение и использование сохранных мимических и жестовых возможностей;
- восстановление двигательных возможностей руки с использованием рисунка и письма;
- затормаживание речевого эмбола и выработка установки на невербальный способ коммуникации; растормаживание экспрессивной стороны речи;
- введение в экспрессивную речь наиболее коммуникативно значимых слов.
Все методы, для групповых занятий, условно можно разделить на две группы.
1. Первая группа методов предусматривает направленное воздействие на речь, на ее активность, намеренность.
К этой группе относятся следующие методы:
- метод драматизации,
- метод беседы,
- речевые игры,
- кинометодика.
2. Вторая группа методов предусматривает непрямое, опосредованное воздействие на речь.
Ко второй группе методов относятся:
- трудотерапия,
- метод организации отдыха,
- музыкотерапия.
Один из широко применяемых методов на групповых занятиях является метод беседы. Этот метод оказывает стимулирующее воздействие на вербальную и невербальную коммуникацию больных.
Также высокую эффективность имеет метод речевого лото. Специальной задачей этого метода является работа над пониманием слов, обозначающих предметы и действия.
Известно, что наиболее грубо при всех формах афазии нарушается актуализация слов-глаголов. Учитывая необходимость специальной работы над восстановлением называния и понимания глаголов, рекомендуется специальная форма речевого лото – «Глагольное лото».
Очень часто на групповых занятиях используется и имеет высокую эффективность применение музыкотерапии. Песни подбираются с учетом возраста больных, их культурного уровня, интересов.
Проводимая работа, с использованием вышеперечисленных методов способствует преодоление речевой инактивности пациента, совершенствуется функция произвольного внимания, значительно уменьшается степень выраженности специфической афатической симптоматики.
Таким образом , наряду с решением задачи восстановления речевой функции, групповые логопедические занятия оказывают на больных психотерапевтическое воздействие, а у больных с грубой степенью выраженности речевых нарушений появляется тенденция к общению друг с другом.
Старостина Екатерина Геннадьевна,
логопед