Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением картинок символов артикуляции звуков

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением картинок символов артикуляции звуков

Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста – это один из основных или ведущих дефектов в структуре речевых нарушений. Я в своей работе применяю карточки символы артикуляции звуков для коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Символы артикуляции звуковВначале я знакомлю детей с органами артикуляционного аппарата. Затем показываю карточки символы. Независимо от формы речевых нарушений, они помогают ребенку осмыслить процесс постановки звука.

Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительной опоры выполняет карточки символы; в соответствии с ней ребенок определенным образом пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки. Карточки символы служат наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию звука.

При работе с карточками у ребенка создается правильный образ артикуляционного уклада в момент произнесения звука. Правильное артикулирование, уточненное при помощи наглядной карточки, улучшает качество приема и воспроизведения звука, способствует активному развитию у детей собственных произносимых навыков .

На первом этапе исправления нарушений произношения с применением карточек, где решается задача сознательного усвоения детьми связи между акустическими артикуляционными признаками звука. Особенно тщательно следует установить форму нарушений.

Факт замены звука может свидетельствовать о первичном или вторичном нарушении фонематического слуха. В данном случае работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно, ведь хорошо развитый фонематический слух представляет собой важный компонент полноценного формирования произносительных навыков.

Известно, что становление фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы, причем верна и обратная зависимость: умение произнести какой-нибудь звук способствует и его лучшему различению на слух.

Другими словами, фонематический слух способствует различению и узнаванию фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Н.Х.Швачкин подчеркивал, что через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. М.Е.Хватцев, утверждал, что хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому постановку звука необходимо проводить параллельно с развитием фонематического слуха.

Иногда замены звуков бывают не связаны с нарушением фонематического слуха, например у детей, билингвалов – родной язык якутский, в детском саду занятия русский язык 1 раз в неделю, в школе уроки русского языка, азбуки и литературы. В якутском языке отсутствуют звуки В, Ф, Ш, Ж, З, Щ, Ц

Перед постановкой звуков ребенок должен изучить строение органов артикуляционного аппарата. Следует обратить внимание на подвижные и неподвижные органы, движение губ, язычка, научить ощущать работу голосовых складок и характер выдыхаемой струи. Так же тщательно необходимо проанализировать положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. На основании этого изучения можно подобрать карточки символы артикуляции для каждого звука.

Рассмотрим применение карточек символов при исправлении нарушений произношения в группе шипящих звуков (Ш), (Ж).

У ребенка 5-ти лет старшая группа отсутствовали звуки: ш, в, ф, ж, з, щ, ц, р. Ш заменял на с слово машина говорит масына. Звук в заменял на б, слово ваза – база, ф на п филин – пилин, ж на с жаба – саба, з на т зонтик – тонтик, щ на с ящик – ясик, ц на с цирк – сирк.

У ребенка 6-ти лет подготовительная группа отсутствовали звуки с, з, ц, ш, ж, щ, л, р, в, п, д, ф, г, х. С заменяет на т, з на т, ц на т, ш на т или ч, ж на т или ч, ч на т, щ на ч, л на й, р на й, в на б, п на б, д на т, ф на п, г на к, х на к.

При выполнении артикуляционных упражнений дети не могли запомнить ни названия упражнений ни артикуляционный уклад язычка.

Ребенок должен понять, что для правильного произнесения звука (ш) необходимо округлить губы и вытянуть их трубочкой, а широкий кончик языка поднят к небу ( за альвеолы), но не касаться его, образуя щель. Боковые края язычка прижаты к верхним коренным зубам.

Детям билингвалам трудно воспринимать устную речь. Мне в работе с такими детьми помогли красочные карточки символы. Дети с удовольствием и правильно стали выполнять и называть упражнения, глядя на наглядный материал.

Если ребенок заменяет звуки, то в коррекционную работу включаются упражнения по развитию фонематического слуха. Карточки символы служат наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию заменяемого звука, помогает их различению. Сравнивая отличия положения язычка заменяемого звука, ребенок находит отличия.

Таким образом, использование карточек символов при коррекции звукопроизношения позволяет улучшить представление детей о звуковом составе языка, добиться устойчивого различения звуков и запоминания артикуляционного уклада, а также создает базу для успешного освоения грамоты.

Шмарова Ирина Васильевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Обучение глобальному чтению Обучение глобальному чтению
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
Формирование русского языка в условиях двуязычия в первом классе и подготовительной группы детского сада Формирование русского языка в условиях двуязычия в первом классе и подготовительной группы детского сада
Формирование звукопроизношения у двуязычных детей билингвов Формирование звукопроизношения у двуязычных детей билингвов

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.