Консультация для родителей «Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве»

Консультация для родителей:

Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве

LogoPortal.ru - Народные подвижные игры для развития речиРазвитие – это процесс качественных и количественных изменений, исчезновение старого и появление нового, источник и движущие силы которого заключены в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Психомоторика (греч. psuhe – душа, лат. movere – двигать).

Понятие было введено в 1913 г. в детскую неврологию учёным Дюпре, ему так же принадлежит положение о том, что психическое и двигательное развитие тесно связаны друг с другом.

Закон Дюпре лёг в основу психомоторной реабилитации в связи с признанием того, что воздействие, активизирующее развитие одной сферы может оказать положительное влияние на развитие другой.

Психомоторика понимается сегодня как связь моторики с совокупностью познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы.

Психомоторика

Двигательная и познавательная сфера – любое движение, как бы случайно оно не возникло является для ребёнка живым опытом.

Каждое движение сопровождаются ощущениями, которые исходят не только от предмета, но и от собственных мышц.

С другой стороны, без движения не формируются ощущения и представления.

Таким образом, мозг ребёнка побуждается к жизни двусторонними потоками раздражений, идущих от ЦНС к мышцам, и обратно. Следовательно, существует тесная связь между становлением двигательной сферы и ростом интеллекта.

Не только первые сознательные эмоционально-волевая сфера познавательная сфера (психические процессы, речь) двигательная сфера (мелкая и общая моторика) мысли и ощущения порождаются в ребёнке движениями, но и в последующем двигательная сфера способствует работе мозга.

Двигательная и эмоционально-волевая сфера

Движения и вызываемые ими ощущения представляют для ребёнка большую ценность и являются для него источником радости.

Многие исследователи считают, что именно положительные эмоции, которые возникают при движении, являются стимулом к их повторению.

При отсутствии необходимых условий для формирования двигательной сферы, дети растут эмоционально вялыми, а на более ранних этапах развития, дефицит движений пытаются компенсировать неадекватными двигательными актами.

Познавательная и эмоционально-волевая сфера

Развитие этих сфер оказывает влияние на становление психических процессов и речи.

С другой стороны, низкий уровень развития познавательной сферы оказывает негативное влияние на формирование эмоций и воли ребёнка.

Период младенчества: от рождения до года

В этот период возникает первая своеобразная деятельность, которая приобретает ведущее значение – эмоциональное общение.

Важны не столько слова, сколько интонация, мимика, голос.

Под влиянием общения появляется радостное настроение, что выражается в комплексе оживления, повышается общежизненный тонус, усиливается активность ребёнка.

Всё это способствует двигательному и сенсорному развитию ребёнка.

Средства, которые использует младенец:

  1. мимика
  2. выразительные жесты
  3. экспрессивные вокализации

Во втором полугодии жизни определяется психическое развитие ребёнка становлением 2 взаимодополняющих факторов.

1. Предметно – манипулятивная деятельность.

2. Ситуативно – деловое общение с окружающими, осуществляющееся в деятельности, производимой ребёнком совместно со взрослым.

Общение приобретает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый демонстрирует ребёнку элементарные действия, а также помогает их выполнить.

Средства:

Локомоторные:

  • ходьба,
  • ползание,
  • бег,
  • предметные действия.

Взрослые в этом периоде являются основным источником и организатором разнообразных впечатлений ребёнка (зрительных, слуховых, тактильных).

Двигательная сфера:

При появлении на свет, новорождённый является беспомощным существом, у него нет никаких движений на сохранение позы и тем более по перемещению в пространстве.

Среди движений младенца выделяются 2 основных типа:

  1. безусловные движения различного характера: сосательные, хватательные.
  2. беспорядочные хаотичные движения: движения, представляющие собой сочетания различных некоординированных актов.

Первый год жизни имеет важнейшее значение в психомоторном развитии ребёнка. Развитие мозга в этом возрастном периоде осуществляется в более высоком темпе.

Беспомощный новорождённый к концу первого года жизни представляет собой относительно самостоятельного человека, который овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно – манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращённой речи.

Период раннего детства: от года до трёх

Происходит переход к предметным действиям.

Особенно значимым для психомоторного развития ребёнка являются действия:

  • соотносящие действия (цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов в определённые пространственные отношения)

Сборно — разборные игрушки: матрёшки, пирамидки.

  • орудийные действия (в ходе которых один предмет или орудие используется для воздействия на другой предмет.

Под влиянием предметных действий у детей интенсивно развиваются ощущения и восприятие, а также компоненты наглядно – действенного мышления. Происходит обработка данных оттенков переживаний и их мимических выражений.

Также происходит дальнейшее двигательное развитие дифференцированных движений ног, улучшение координации движений, ходьба как «ненасытная потребность» ослабевает лишь к третьему году.

Развиваются умения преодолевать препятствия: горка – лестница, начинают складываться основные виды прыжков.

Развивается умение манипулировать мелкими предметами, затем формируются начальные навыки самообслуживания.

Складываются основные виды детской деятельности.

Период от года до трёх сенситивен для развития речи.

Нарушения в психомоторном развитии у детей в раннем детстве

У таких детей к 3 – м годам не сформирована предметная деятельность, у них наблюдается наличие неадекватных действий с предметами.

Они не знают функциональных назначений предметов, их названий, не владеют способами действий с ними.

Также отмечается низковыраженная готовность к установлению контакта со взрослыми, детей сложно привлечь к совместной деятельности.

Отмечается задержка в развитии речи и общения.

У многих детей может отсутствовать активная речь:

  • первые слова – после 2 – х лет,
  • фразы после 3 – х лет. (Норма – 2 – 2,5 года).

Без специально организованной коррекционно – развивающей работы динамика в психомоторном развитии таких детей незначительна.

Новикова Ю. В.,
учитель-дефектолог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: , ,

Сейчас читают:

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
Формирование описаний предметов и явлений у детей-логопатов Формирование описаний предметов и явлений у детей-логопатов
Мастер-класс для педагогов: «Учим детей с ОНР составлять рассказ-рассуждение» Мастер-класс для педагогов: «Учим детей с ОНР составлять рассказ-рассуждение»
Упражнения для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями средней и лёгкой степени выраженности Упражнения для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями средней и лёгкой степени выраженности

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.