Консультация для родителей «Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве»

Консультация для родителей:

Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве

LogoPortal.ru - Народные подвижные игры для развития речиРазвитие – это процесс качественных и количественных изменений, исчезновение старого и появление нового, источник и движущие силы которого заключены в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Психомоторика (греч. psuhe – душа, лат. movere – двигать).

Понятие было введено в 1913 г. в детскую неврологию учёным Дюпре, ему так же принадлежит положение о том, что психическое и двигательное развитие тесно связаны друг с другом.

Закон Дюпре лёг в основу психомоторной реабилитации в связи с признанием того, что воздействие, активизирующее развитие одной сферы может оказать положительное влияние на развитие другой.

Психомоторика понимается сегодня как связь моторики с совокупностью познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы.

Психомоторика

Двигательная и познавательная сфера – любое движение, как бы случайно оно не возникло является для ребёнка живым опытом.

Каждое движение сопровождаются ощущениями, которые исходят не только от предмета, но и от собственных мышц.

С другой стороны, без движения не формируются ощущения и представления.

Таким образом, мозг ребёнка побуждается к жизни двусторонними потоками раздражений, идущих от ЦНС к мышцам, и обратно. Следовательно, существует тесная связь между становлением двигательной сферы и ростом интеллекта.

Не только первые сознательные эмоционально-волевая сфера познавательная сфера (психические процессы, речь) двигательная сфера (мелкая и общая моторика) мысли и ощущения порождаются в ребёнке движениями, но и в последующем двигательная сфера способствует работе мозга.

Двигательная и эмоционально-волевая сфера

Движения и вызываемые ими ощущения представляют для ребёнка большую ценность и являются для него источником радости.

Многие исследователи считают, что именно положительные эмоции, которые возникают при движении, являются стимулом к их повторению.

При отсутствии необходимых условий для формирования двигательной сферы, дети растут эмоционально вялыми, а на более ранних этапах развития, дефицит движений пытаются компенсировать неадекватными двигательными актами.

Познавательная и эмоционально-волевая сфера

Развитие этих сфер оказывает влияние на становление психических процессов и речи.

С другой стороны, низкий уровень развития познавательной сферы оказывает негативное влияние на формирование эмоций и воли ребёнка.

Период младенчества: от рождения до года

В этот период возникает первая своеобразная деятельность, которая приобретает ведущее значение – эмоциональное общение.

Важны не столько слова, сколько интонация, мимика, голос.

Под влиянием общения появляется радостное настроение, что выражается в комплексе оживления, повышается общежизненный тонус, усиливается активность ребёнка.

Всё это способствует двигательному и сенсорному развитию ребёнка.

Средства, которые использует младенец:

  1. мимика
  2. выразительные жесты
  3. экспрессивные вокализации

Во втором полугодии жизни определяется психическое развитие ребёнка становлением 2 взаимодополняющих факторов.

1. Предметно – манипулятивная деятельность.

2. Ситуативно – деловое общение с окружающими, осуществляющееся в деятельности, производимой ребёнком совместно со взрослым.

Общение приобретает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый демонстрирует ребёнку элементарные действия, а также помогает их выполнить.

Средства:

Локомоторные:

  • ходьба,
  • ползание,
  • бег,
  • предметные действия.

Взрослые в этом периоде являются основным источником и организатором разнообразных впечатлений ребёнка (зрительных, слуховых, тактильных).

Двигательная сфера:

При появлении на свет, новорождённый является беспомощным существом, у него нет никаких движений на сохранение позы и тем более по перемещению в пространстве.

Среди движений младенца выделяются 2 основных типа:

  1. безусловные движения различного характера: сосательные, хватательные.
  2. беспорядочные хаотичные движения: движения, представляющие собой сочетания различных некоординированных актов.

Первый год жизни имеет важнейшее значение в психомоторном развитии ребёнка. Развитие мозга в этом возрастном периоде осуществляется в более высоком темпе.

Беспомощный новорождённый к концу первого года жизни представляет собой относительно самостоятельного человека, который овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно – манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращённой речи.

Период раннего детства: от года до трёх

Происходит переход к предметным действиям.

Особенно значимым для психомоторного развития ребёнка являются действия:

  • соотносящие действия (цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов в определённые пространственные отношения)

Сборно — разборные игрушки: матрёшки, пирамидки.

  • орудийные действия (в ходе которых один предмет или орудие используется для воздействия на другой предмет.

Под влиянием предметных действий у детей интенсивно развиваются ощущения и восприятие, а также компоненты наглядно – действенного мышления. Происходит обработка данных оттенков переживаний и их мимических выражений.

Также происходит дальнейшее двигательное развитие дифференцированных движений ног, улучшение координации движений, ходьба как «ненасытная потребность» ослабевает лишь к третьему году.

Развиваются умения преодолевать препятствия: горка – лестница, начинают складываться основные виды прыжков.

Развивается умение манипулировать мелкими предметами, затем формируются начальные навыки самообслуживания.

Складываются основные виды детской деятельности.

Период от года до трёх сенситивен для развития речи.

Нарушения в психомоторном развитии у детей в раннем детстве

У таких детей к 3 – м годам не сформирована предметная деятельность, у них наблюдается наличие неадекватных действий с предметами.

Они не знают функциональных назначений предметов, их названий, не владеют способами действий с ними.

Также отмечается низковыраженная готовность к установлению контакта со взрослыми, детей сложно привлечь к совместной деятельности.

Отмечается задержка в развитии речи и общения.

У многих детей может отсутствовать активная речь:

  • первые слова – после 2 – х лет,
  • фразы после 3 – х лет. (Норма – 2 – 2,5 года).

Без специально организованной коррекционно – развивающей работы динамика в психомоторном развитии таких детей незначительна.

Новикова Ю. В.,
учитель-дефектолог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: , ,

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Один комментарий к материалу: "Консультация для родителей «Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве»"

  1. Дьячкова Л.В.:

    Спасибо за статью. Очень полезная и нужная информация.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.