Игры и упражнения по автоматизации звука [Р] у подростков и взрослых

Аннотация: В статье представлены способы автоматизации сонорного звука [Р] у подростков и взрослых. Подробно описаны приемы, способствующие быстрому закреплению звука в речи. Представленные материалы подходят для интересной коррекции школьников и взрослых.

Ключевые слова: игры, приемы, упражнения, взрослые, подростки.

Annotation:The article presents methods for automating the sonor sound «P» in adolescents and adults. The techniques that contribute to the quick consolidation of sound in speech are described in detail. The presented materials are suitable for interesting correction of schoolchildren and adults.

Keywords:games, techniques, exercises, adults, adolescents.

Игры и упражнения по автоматизации звука [Р] у подростков и взрослых

Звук [Р]Наряду с большим количеством детей, имеющие речевые нарушения, встречаются и люди более старшего возраста, у которых, как минимум, есть нарушение звукопроизношения.

Причинами речевой патологии могут быть:

  1. несвоевременная коррекция, оказанная специалистами;
  2. двуязычие (билингвизм);
  3. наследственный фактор;
  4. социальное окружение;
  5. травмы различного характера и пр.

Легкой формой речевого нарушения, является отсутствие какого-либо единичного звука в речи, замена звука или искаженное его произношение. Частым явлением в нарушении звукопроизношения у подростков и взрослых является ротацизм.

В основном, каждый человек, в своей жизни сталкивался с картавыми людьми, а, в последние время, на телевидение картавость стала нормой.

Людей, имеющие ротацизм, делятся на две категории, где для первой группы людей данное нарушение не является недостатком, а наоборот служит некой особенностью, «изюминкой» в их речевых способностях.

Но несмотря на моду, на «французский акцент», которое нам диктует общество, есть, и та категория подростков и взрослых, для которых быть картавым – это существенный недостаток, приводящий к комплексам.

Учитывая свое речевое несовершенство такие люди смущаются при общении со сверстниками, коллегами, одноклассниками, они чувствуют и слышат насмешки со стороны окружающих.

Учитывая это психологическое давление социума, у них возникают страхи и в публичных выступлениях, нежелание вести диалог с малознакомыми людьми.

Преодолеть этот психологический барьер готовы не многие, кто-то ходит на тренинги, связанные с раскрепощением своей личности, а кто-то обращается к специалистам по устранению речевых недостатков – логопедам.

Работая с людьми старшей возрастной категории, логопед выстраивает программу и поэтапность работы, как и с маленькими детьми.

Таблица 1. Этапы работы по постановке и автоматизации звука [Р]

Этапы

Содержание

1. Развитие моторики артикуляционного аппарата; развитие физиологического и речевого дыхания (по необходимости); Выполнение артикуляционных и дыхательных (по необходимости) гимнастик.Особое внимание уделяется, следующим упражнения: «Барабан», «Грибок», «Болтушка», «Индюк».
2. Постановка звука через сочетание ТР и ДР Показывается и объясняется правильное произношение звука.Показывается артикуляционный уклад органов речевого аппарата при произношении необходимого звука.
3. Автоматизация звука ТР и ДР в начале, в середине и  в конце слов. ТРа  (ДРа)            трава, матрас, литрТРо  (ДРо)            трос, матрос, осмотрТру  (ДРу)             трус, подруга

ТРы  (ДРы)            …

ТРэ   (ДРэ)

Используются материалы из логопедических тетрадей: Азова Е.А.; Жихорева Ю.Б. и др. авторов.

4. Постановка чистого изолированного звука Р Показывается и объясняется правильное произношение звука.Показывается артикуляционный уклад органов речевого аппарата при произношении необходимого звука.
5. Автоматизация звука Р  в начале, в середине и  в конце слов. РА, РО,РУ,РЫ; АР,ОР,УР,ЫР, АРА,ОРО,УРУ,ЫРЫ и т.д.Ракета, Корова, Мороз, Тигр, … .Используются материалы из логопедических тетрадей: Азова Е.А.; Жихорева Ю.Б. и др авторов.
6. Дифференциация Р-Л Ра-ла, ло-ро, лар, рол, ….
7. Постановка мягкого звука Р. РЯ,РЁ, РЮ, РИ, РЕ
8. Автоматизация мягкого  звука Р в начале в середине и в конце слов. Рис, ребенок, крем, моряк, пряник и тд.
9. Дифференциация Р-РьДифференциация Рь-Л Используются материалы из логопедических тетрадей: Азова Е.А.; Жихорева Ю.Б. и др авторов.
10.

Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи.

Любая работа со звуками начинается с правильной постановки этого звука.

Обучающемуся показывается правильный артикуляционные уклад, затем с помощью гимнастик тренируются мышцы лица, губ, языка, неба и тд.

Существует множество различных методик, где описаны способы постановки звука Р. Все они, по-своему, эффективны, но в зависимости от артикуляционных способностей человека, период постановки может варьироваться от первого же дня занятий до нескольких месяцев.

Одним из эффективны способов по постановке звука Р, является упражнение «ГРИБОЧЕК».

Логопату предлагается:

1. Улыбнуться
2. Разомкнуть зубы
3. Прилепить язык к небу
4. И в этом положении произнести звук Д и сильно подуть на кончи языка, при этом язык должен оставаться в приподнятом состоянии.

*Данный комплекс выполняется по подражанию, но для более быстрого овладения данным навыком можно помочь логопату шпателем или зондозаменителем.

У взрослых процесс постановки звука протекает быстрее чем детей.

Гораздо сложнее и длительнее протекает процесс автоматизации.

На начальных этапах автоматизация звука у взрослых и подростков строится по тем же принципам что и у детей дошкольного или младшего школьного возраста (см. таблицу 1).

В данный таблице указаны этапы постановки и автоматизации звуков, но самым важным и основополагающим процессом, из-за которого взрослый человек намеревается исправить свою речь, служит автоматизация звука в самостоятельной речи.

Работая со взрослыми людьми имеющие ротацизм, основной задачей служит найти такой материал, где человек как можно быстрее автоматизировал новый для него звук.

Материалы, которые есть в методических пособиях, авторских рабочих тетрадях не совсем подходят для подростков и взрослых, т.к. там представлен облегченный, детский материал.

В своей статье я хочу предложить те игры и упражнения, которые заинтересуют именно взрослого человека и максимально помогут ему овладеть новым звуком.

Игры и упражнения по автоматизации звука [Р]

Подобрать прилагательные со звуком Р к именам существительным.

Пример:

Колесо (круглое, троллейбусное, прочное, …)
Мармелад (абрикосовый, сахарный, привезенный, …)
Кенгуру (быстрый, прыгучий, крупный, …)
И т.д.

Полет фантазии.

Игра-импровизация.

- Для 2 и более игроков:

Все по очереди говорят любое слово со звуком Р/Рь, например:

1-й говорит «орел», 2-й говорит «ребенок», 3-й говорит «шнурок», 4-й «ящерица» и т.д.

При этом каждый записывает слова. Должно быть около 7-8 слов.

Если людей мало, значит каждый по очереди называет еще слова, тем самым добирая нужное кол-во слов.

Затем за определенное кол-во времени каждый придумывает рассказ, используя все записанные слова, изменяя их по падежам и числам.

- Для 1 учащегося:

Мы предлагаем вытащить из «Волшебного мешочка» 7-8 карточек (записок) со словами. Проговорить их и за определённое время придумать рассказ с использованием этих слов.

Необычный стих

Игра-импровизация.

Раздать карточки со стихотворением (или использовать «Волшебный мешочек», от куда учащийся достает карточку с стихотворением) и объявляем, что читать нужно в соответствии с ситуацией, написанной на обороте:

1. Вы сильно простужены и постоянно чихаете;
2. Очень хотите спать, зеваете;
3. Просите милостыню;
4. Очень волнуетесь, заикаетесь, смущаетесь;
5. Ругаетесь
И т.д.

Буквы алфавита

1. Начните с партнером диалог на любую тему. только каждая следующая фраза должна начинаться на следующую букву алфавита.

Например:

Август заканчивается
Будет осень!
Валенки пора доставать
Горные лыжи тоже!
Давай лучше коньки достанем – я всегда мечтала научится на них кататься!
Ездить на лыжах веселее! и т.д.

2. Возьмите одну букву, и начинайте все реплики только с нее. Старайтесь не повторяться слова. В этом варианте тоже нужно сохранить динамику и найти фиал диалога.

Например, были выбраны буквы Р и Н.

А. Надо покрасить забор!
Б. Руки не хочу пачкать
А. Надень перчатки
Б. Резиновые?

Экскурсия

Ученику предлагается провести экскурсии по каким-то достопримечательностям. Данное упражнение можно предлагать на каждом занятии, но каждый раз меняя при этом тему.

Примеры:

- Экскурсии по зоопарку (вольер с тиграми)
- Экскурсия в океанариуме ( Коралловые рифы)
- Экскурсия по городу (Москва)
- Экскурсия по метро
- Экскурсия в театр или музей и т.д.
- Вечерняя прогулка

Презентация

Данное задание используется в маркетинговой сфере, при собеседовании потенциальных сотрудников. Тут необходимо представит продукт и попытаться его продать, можно также представить предмет как в аукционе.На выбор предлагаются различные предметы (стиральный порошок, корона, ожерелье, ковер и т.д.). Задача логопата за отведенное время придумать рекламный ролик выбранного предмета.

Примеры:

- Продажа экзотических фруктов.
- Презентация нового компьютера
- Продай ручку/карандаш
- Аукцион антикварных фужеров и т.д.

Задача

В данном задании необходимо предложить тему, затем логопат рассказывает о своих действиях помогающие решить поставленную задачу. При этом можно заранее заготовить словарь, который будет использоваться учеником. Слова подкидываются во время монолога.

Примеры:

- Как найти в торговом центре рубашку по размеру?
- Кого бы из друзей ты бы взяла на море?
- Кого бы пригласила бы в театр?
- Поездка на дачу. (словарь: ворона, забор, репа, корзина, репа, рябина, принц, …)
- Какой подарок можно сделать своими руками? / Подарок сюрприз. (розовая лента, коробка, брошь, мусор, …)

Интервью

Задавать вопросы своему ученику (собеседнику) на определенную тематику.

Примеры:

А. Хорошо ли вы учились в университете?
Бала ли практика и чем она запомнилась?
Чем бы вы хотели заниматься?
Как вы описали бы свою работу?
Кем вы видите себя через 10 лет?

Б. Верите ли вы в дружбу?
Расскажите о своем лучшем друге?
Всегда ли нужно прислушиваться к советам друзей?

В. Чем вы любите заниматься в свободное время?
Расскажите о вашем любимом хобби.
Часто ли вам удается побыть наедине с самим собой?
Любите ли вы читать? Смотреть фильмы, ходить в театр и т.д.?
Как часто вы посещаете подобные места?

Рассказ по картинке

1. Рассказ по серии сюжетных картинок.

Тут мы можем предложить ка детские картинки так и картинке для более взрослого поколения. Можно даже предложить комиксы и попробовать их озвучить.

2. Описательный рассказ по одной картинке.

Стоп кадр

Заранее заготавливаются фотографии или картинки с интересными изображениями и предлагается описать эмоцию или действие, которое изображено, что этому способствовало, при каким обстоятельствах запечатлели фрагмент.

Сложная ситуация

Рассказать о своих действиях.

- Вы проиграли зарплату своих подчиненных (общественные деньги) в казино. Ваши действия?

- Вас случайно закрыли в чужом доме (на работе) поздно вечером. Ваши действия?

- Ваша собака съела очень важную бумагу, которую вы должны утром представить в суде. Ваши действия?

- Вы пришли домой, а на вашей кровати спит незнакомый мужчина. Ваши действия?

- Вы приходите на работу, а на вашем месте сидит другой работник. Ваши действия?

- Вас пригласили в ресторан, вы поужинали и вдруг ваш спутник исчезает, не расплатившись. Ваши действия?

- Вы купили краску для волос, покрасили волосы, а оказалось, что они стали зеленого цвета. Времени перекрашиваться нет, а вам обязательно нужно идти на торжественный прием. Ваши действия?

- У вас завтра важный доклад, а у ваших соседей большая вечеринка, которая не даст вам уснуть в любом случае. Ваши действия?

Красноречивая картина

Количество игроков: любое. Реквизит: карточки с заданиями — распечатанные изображения известных картин.

Картины всегда безмолвны. Но наверняка многим зрителям было бы интересно узнать, о чем думают или о чем могут разговаривать между собой нарисованные герои. Попробуйте «озвучить» некоторые картины.

Варианты заданий – картины, которые игрокам нужно «оживить»:

  • «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
  • «Аленушка» Васнецова
  • «Юдифь» Джорджоне
  • «Кающаяся Марина Магдалина» Тициана
  • «Демон сидящий» Врубеля
  • «Три богатыря» Васнецова
  • «Охотники на привале» Перова и т.д.

Игрокам дается определенное время на придумывание монолога (диалога, разговора).

Синквейн

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. У синквейна много разновидностей.

  1. Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
  2. Вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
  3. Третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
  4. Четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
  5. Пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

Пример:

Радуга
Разноцветная, яркая
Проявляется, мерцает, переливается
Радуга появляется после дождя
Прекрасна!

Все игры можно комбинировать и использовать в различных вариациях.

При создании упражнений в основу легли импровизированные игры, используемые на различных праздниках. Такая переработка материала позволила с интересом отработать необходимый звук.

Ну а для более успешной отработки звука и его автоматизации неизменным заданием остается как можно чаще повторять и учить скороговорки и чистоговорки.

Умудханова Зарият Саидмагомедовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Мастер-класс Метки: , ,

Сейчас читают:

Конспект индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности: «Автоматизация звука [ш] в предложениях» Конспект индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности: «Автоматизация звука [ш] в предложениях»
Педагогический опыт «Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» Педагогический опыт «Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»
Консультация «Взаимодействие с семьей – важное условие коррекционной работы по исправлению речевых нарушений» Консультация «Взаимодействие с семьей – важное условие коррекционной работы по исправлению речевых нарушений»
Развитие фонематического слуха через воздействие на различные анализаторные системы — приёмы эффективной логопедической помощи Развитие фонематического слуха через воздействие на различные анализаторные системы — приёмы эффективной логопедической помощи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.