Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у детей младшего школьного возраста с ОНР

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности усвоения орфографических навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Данная тема является актуальной на протяжении долгого времени. В статье уделяется внимание причинам несформированности орфографических навыков, как вторичного дефекта, развивающимся при общем нарушении речи. Кроме того, наша научная статья основывается на научно-педагогической литературе, а именно используются работы таких авторов, как И. В. Прищепова, Цветкова Л. С., Р.Е. Левина, Волкова Л.С., Шаховская С.Н.

Статья рассматривается как научно-исследовательская работа, выполненная студенткой специальности «Дефектология». Также в нашей публикации описываются особенности системы логопедической работы, которая направлена на формирование предпосылок усвоения орфографических навыков ребенка с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: орфографический навык, младшие школьники, общее недоразвитие речи (ОНР), дизорфография, логопедическая работа, письменная и устная речь.

Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у детей младшего школьного возраста с ОНР

ОНРОдной из самых актуальных проблем школ, а в частности начальной школы, является орфографическая грамотность детей. Эта проблема не решается в течение длительного исторического времени и вряд ли когда-то будет решена до конца.

В законе «Об образовании» отмечается, что среди одних из первых основных принципов государственной политики в области образования, являются равенство прав всех граждан на получение качественного образования; доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) этому не исключение. [1]

Детям с общим недоразвитием речи приходится куда сложнее освоить орфографические навыки, т.к. на их пути стоят больше трудностей из-за нарушения речи. Как известно, такие дети имеют низкую способность анализа и синтеза явлений языковых структур. Зачастую, им сложно выделить и отметить звуковой, синтаксический и морфологический элемент речи, а также осознанно применять это на своей практике.

Помимо этого у детей с ОНР проявляется недостаточное формирование слухоречевой памяти, внимания и низкий уровень навыка самоконтроля. Данные характеристики осложняют и преграждают учащимся полноценную учебную деятельность и приводят к неуспеваемости.

Орфографическая грамотность для учащегося подразумевает умение анализировать и находить феномены языка, основываясь на так называемые орфографические навыки, которые помогают учащемуся приостановиться и задуматься, проверить написание слов, когда это необходимо. Но, к сожалению, не все педагоги и воспитатели понимают и осознают смысл этого. Вследствие такого положения, именно отсутствие сформированного орфографического навыка, является одной из первых причин сниженной орфографической грамотности.

И. В. Прищепова в своей работе трактует орфографический навык как одного из сложных мыслительных процессов, который включает в себя умственные операции. К таким умственным операциям относятся: операции абстрагирования, сравнение языковых фактов и нахождение в них сходства и различия, выработка соответствующих операций. [2]

Возникающие трудности при формировании процесса письма и его несформированность у детей, как правило, носят системный характер. Все механизмы нарушения в основном носят комплексный характер и могут иметь место, как в сфере простых психических процессов, так и в сфере высших психических функций, т.е. нарушения общего поведения, внимания, абстрактных форм мышления и др. [3]

В настоящее время учащиеся младших классов с общим недоразвитием речи составляют достаточно большую часть школьников общеобразовательной школы. Учитывая тот факт, что у детей данной категории имеются проявления речевой недостаточности, которые препятствуют усвоению школьной программы по русскому языку, основной задачей работы логопеда будет являться подготовка детей к усвоению навыков учебной программы.

Проблему нарушения письменной речи у детей с ОНР описывала в своих исследованиях Р.Е. Левина. Она утверждала, что нарушения письма связанно с недостаточным формированием фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи учащихся. При всем этом степень нарушения письма зависит от уровня речевого развития ребенка.[4]

Также данная проблема затрагивается в работах таких авторов как С.Н. Шаховская, Л.С. Волкова. Эти исследователи указывают на то, что у учащихся с ОНР не сформирована значительная часть речевых предпосылок овладения орфографией. [5]

Во время анализа психологической структуры усвоения орфографии младших школьников и учет закономерностей развития речи детей, совершенно точно можно выделить определенные психологические предпосылки, которые обосновывают овладение орфографическими навыками. Овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками представляет собой сложный, комплексный, динамический процесс. Его успех зависит от некой «готовности» к освоению учебного материала, то есть овладения определенными умственны.ми способностями, а также от уровня усвоения закономерностей рус.ского язы.ка на практике.

При учете положения о механизмах формирования орфографических умений важно определить роль абстрагирования и обобщения. Специальная литература под.черкивает, что еще в период дошкольного воз.раста ребенок овладевает произносительной стороной речи и основными грамматическими закономерностями на уровне практики. Однако терминология по учебной части, содержание орфограмм, правил и таблиц носят абстра.ктный хар.актер и предполагают переход мышления учеников от наглядных форм мыслительной деятельности к словесно-понятийным формам.

В основе правил правописания лежат процессы усвоения абстрактных грамматических понятий. Данные процессы протекают за счет выполнения определенных мыслительных действий (анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, классификации, обобщения и так далее). [6]

Как правило, словарный запас младших школьников с ОНР не соответствует возрасту. Такие дети употребляют слова в неточном значении, чаще всего это характеризуется частыми заменами одного слова другим. И при всем этом замены совершаются по трем признакам: смысловому, морфологическому и звуковому. В речи у детей данной категории отсутствуют обобщающие слова. Основной причиной этого является тот факт, что дети не понимают именно значения и роли этих слов. Поэтому дети в своей речи используют лишь слова, которые обозначают определенный предмет или действие. Также трудности вызывает подбор антонимов и синонимов к словам. [7]

Организация коррекционной работы на логопедических пунктах при общеобразовательных учреждениях представляют собой систематическое воздействие на учащихся с той или иной степенью дизорфоргафии, с различными нарушениями устной и письменной речи.

По нашему мнению, рассмотренная нами специальная литература по данной теме не до конца раскрывает вопросы формирования вербальных составляющих орфографически верного письма с учетом правил правописания, этапов и закономерностей становления орфографических знаний, умений и навыков у учеников с дефектами речи.

Хотелось бы отметить, что для учащихся с общим недоразвитием речи имеются затруднения в усвоении орфографических правил, морфологических обобщений, при овладении грамматическими понятиями и учебной терминологией.

Технологии преодоления проблем с орографией учитывают разные методики обучения орфографии, которые составляют методологическую основу коррекционной работы по данному нарушению, а также берут во внимание возрастные особенности младших школьников с ОНР.

Список используемой литературы:

1. Закон «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 III ЗРК

2. Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи: монография. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 201 с.4

3 . Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение: учеб. пособие для студ. дефектологических факультетов пед. институтов. – М.: Просвещение, 2001. – 256 с.

4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, учебник для студентов ВУЗов. — М.: АльянС «Академия», 2014. — 368 с.

5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. — М.: Владос. — 2012. — 364 c.

6. Филичева Т.Б., Орлова О.С., ТумановаТ.В. Основы дошкольной логопедии. –М.: Эксмо. -2018. -253 с.

7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: Владос. -1997. 201 с.

Муратова Ирада Ибрагим кзы
(НАО СКУ им. М.Козыбаева)

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.