Программное содержание:
- закреплять и расширять знания детей о профессиях людей, о важности любого труда; орудиях труда, инструментах, используемых людьми в работе;
- активизировать словарный запас по теме;
- формировать навык последовательно и выразительно передавать свои мысли;
- развивать логическое мышление, слуховое внимание, память, мелкую моторику;
- воспитывать уважение к людям разных профессий.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о профессиях, заучивание пословиц о труде, стихов и частушек, чтение художественной литературы: В.Маяковский «Кем быть?», С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла?», дидактические игры «Кем быть?», «Профессии»
Оборудование:
Большие картинки с изображением инструментов для занавеса (молоток, шприц, строительная каска, ножницы, кастрюля, скрипка, нитки с иголкой), буквы КЕМ БЫТЬ, предметные картинки с профессиями, флажок, мяч, костюм Бабы-Яги, мешок с предметами, дидактическая игра «Профессии», музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Установление эмоционального контакта.
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым доверчивым
Доброе утро длится до вечера. (дети здороваются)
- Ребята! Давайте вспомним правило красивой речи.
Говорим всегда красиво,
Смело, но неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
У нас во рту живёт язык.
К словам знакомым он привык. (дети повторяют слова)
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «Городу профессий». Чтобы попасть в «Город профессий» нам надо выполнить задание на внимание.
Игра на внимание «Кто больше назовёт профессий» (игра с флажком в кругу).
Логопед: А теперь отправимся в «Город профессий» на самолете.
Физкультминутка: «Летчик» (дети бегут под звуки летящего самолета и садятся на стулья)
Быть шофером хорошо, (бегают по кругу, «рулят»)
А летчиком лучше. (бегают по кругу, руки в стороны)
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, (останавливаются, «наливают»)
Завожу пропеллер: (круговые движения правой рукой)
«В небеса мотор вези, (бегают по кругу, руки в стороны).
Чтобы птицы пели».
Логопед: Наши самолёты приземлились. Вот мы и оказались в «Городе профессий»!
Логопед: Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Логопед: Что можно сказать о нашей стране?
Дети: Богатая, красивая, большая.
Логопед: Кто делает нашу страну большой, красивой, богатой?
Дети: Люди труда, люди разных профессий.
Логопед: Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много и все они очень нужны и важны для людей.
Логопед: Что нужно для того, чтобы получить профессию?
Дети: Хорошо учиться, много знать и уметь, закончить школу, специальное учебное заведение.
Отгадывание детьми загадок о профессиях.
Кто поможет язычок правильно поставить
И воздушную струю по нему направить
Звук от буквы отличать, без запинок отвечать.
(логопед)
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех отвозить по утрам на работу.
(водитель)
Кто в дни болезней
Всех полезней?
И лечит нас от всех
Болезней?
(Доктор)
Наведем стеклянный глаз,
Щелкнет раз — и помним вас.
(Фотограф)
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
(Учитель)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)
Логопед: Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые. Золотые руки – это руки, какие? (трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые)
Пальчиковая гимнастика «Такие разные дела».
1,2,3,4. Дети,
Много дел на белом свете (сжимать кулачки и хлопать ладонями)
Вот военные идут- ( пальцы поочередно здороваются)
Они границу берегут.
А швея иглу берет. ( имитация пошива одежды)
И одежду людям шьет.
Дворник улицу метет, (машут руками)
Звонко песенку поет.
Птичница во двор пришла,
Курам зерна принесла. (изображают кормление птиц)
Называние пословиц о труде.
Логопед: Давайте вспомним пословицы о труде. (Дети отвечают)
1. Гуляй, да дела не забывай.
2. Всякий человек по делу узнается.
3. Всякое дело мастера красит.
4. За всякое дело берись умело.
5. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Рассказывание стихов о профессиях.
Повар.
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты.
Рис, картофель… И тогда
Ждет вас вкусная еда.
Пожарный.
Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит это точно.
Ученый.
В микроскоп ученый смотрит,
Видно опыты проводит.
Дела нет ему до скуки-
Весь в работе, весь в науке.
Врач.
Я врачом, наверно, буду,
Стану я лечить людей!
Буду ездить я повсюду
И спасать больных детей.
Игра с мячом «Кто что делает?»
- Повар готовит, варит, жарит, режет…
- Портной шьет, кроит, пришивает…
- Водитель водит, перевозит…
- Врач лечит, осматривает, ставит укол…
- Парикмахер стрижет, причесывает, сушит, красит…
- Продавец торгует, продает…
- Воспитатель учит, воспитывает…
- Музыкант играет, поет, выступает…
Дети садятся за столы.
Логопед: А что станет, если…
- повара перестанут готовить пищу?
- врачи перестанут лечить людей?
- учителя перестанут учить детей?
- строители перестанут строить дома?
- все водители откажутся сесть за руль?
- полицейские перестанут выходить на службу?
Под музыку выбегает Баба-Яга с мешком. (дидактическая игра «Профессии», перепутанные картинки)
Баба-Яга: Ой, куда это я прилетела? Какой-то город неизвестный, совсем заблудилась в этих улицах.
Дети: Это город профессий.
Баба-Яга: А что это такая профессий? (дети отвечают)
Да зачем это нужно трудиться, мне в лесу и так хорошо живется!!! Придумали еще.
Логопед: Баба-Яга, расскажи нам что ты принесла в своем мешке? ( она высыпает предметы на стол). А где ты это взяла?
Баба-Яга: украла у детей (смеется).
Логопед: Посмотрите, какой беспорядок!
Баба-Яга, оставайся у нас, мы тебе много интересного покажем и расскажем.
Игра «Профессии» (музыкальное сопровождение)
Дети делятся на две команды и играют за столами в дидактическую игру и составляют небольшой рассказ о профессиях.
Логопед: Кому нужны эти предметы? (Людям разных профессий). Назовите их, для кого они нужны. (Парикмахер, повар, швея, художник, доктор, продавец, музыкант).
Логопед: Я думаю, что ножницы оставил кто? И для чего предмет нужен? и т.д.
Дети поочередно берут предметы, называют, кому они нужны.
Логопед: Молодцы, вы помогли навести порядок в «Городе профессий», отдали предметы тем, кому они пригодятся в их работе.
Логопед: А вы слышали о такой профессии портной. Мы с вами поиграем в игру «Иголка и нитка»
Подвижная игра «Иголка и нитка» (с Бабой-Ягой).
Ты портной такой умелый!
Сшей для куклы фартук белый.
Я сама бы сшить смогла, но пока еще мала.
(Дети стоят друг за другом, держась за руки. Первый ребенок – иголка. Он бегает, меняя направление, Остальные бегут за ним, стараясь не отставать, чтобы «ниточка не оборвалась»)
Рассматривание пособия «Что перепутал художник?»
Баба-Яга: Ребята, а еще у меня есть запутанные картинки. Но мне кажется, что с ними что-то не так? (врач со скрипкой, повар с фотоаппаратом, моряк с кисточками, военный с кастрюлей и т.д.) Баба-Яга показывает картинки.
- Давайте объясним, что перепутал художник. (Ответы детей)
Баба-Яга: Ой-Ой-Ой, я забыла, что меня Кикимора позвала в гости, мне срочно нужно возвращаться в лес. До свидания ребята!!! (убегает под музыку)
Частушки про логопеда.
Я решила в воскресенье,
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!
Логопед к нам приходила,
Говорить нас всех учила.
Открывает, смотрит в рот -
Ничего не разберет.
Мы играем в пулемет,
Мы рычим, как рация.
Не ругайте нас, идет
Автоматизация!
Мы пока частушки пели,
Заплелися языки.
Вы похлопайте погромче.
Мы старались,
Как могли!
Логопед: Ребята молодцы! Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше запомнилось?
Не забывайте, что все профессии важны, все профессии нужны. (два ребенка рассказывают стихотворение)
Доктор лечит нас от боли,
Есть учительница в школе,
Повар варит нам компот,
Парикмахер всех стрижет,
Шьет портной для нас штаны,
И сказать мы вам должны:
Лишних нет у нас профессий,
Все профессии важны!
- Нам пора возвращаться в детский сад.
Дети уходят из зала под музыку.
Шичкова Наталья Владимировна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №63″ общеразвивающего вида, г. Барнаул |