Дидактические игры в коррекционной педагогике

Дидактические игры в коррекционной педагогикеУ ребенка с ОНР помимо нарушений всех компонентов речевой системы — фонетики, лексики, грамматики, связной речи — прослеживается и не­достаточная сформированность психических процессов — па­мяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям очень трудно сосредото­читься, они быстро утомляют­ся, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал.

Как же педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом коррекционную ра­боту и всестороннее развитие?

Для этого существует мно­го методов и приемов. Один из них — дидактическая игра.

Предлагаем вашему внима­нию разработанные игры, которые мы используем уже многие годы при работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.

Игры, представленные в пособии, способствуют улучшению речи, мыслительных операций, памяти, произвольного внимания.

Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои учебные задачи, их можно включать в любое занятие и постоянно пополнять.

Ценность этих дидактических игр заключается в том, что они могут использоваться и в кабинете логопеда, и в работе воспитателей, и в самостоятельной деятельности детей старшей и подготовительной к школе групп.

Таким образом, игры сделают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг старших дошкольников.

Дидактическая игра «Гусеница»

Цели:

1. Развивать речевое дыхание.

2. Развивать фонематический слух.

3. Развивать координацию и равновесие.

4. Формировать умения ориентироваться в пространстве относительно себя (своего тела).

Дети идут по кругу спиной вперёд. Логопед называет разные слова, услышав слово с заданным звуком, дети разводят руки в стороны и становятся на одну ногу (варианты: руки вверх и присесть и т. д. или дать точные указания встать на левую или правую ногу).

Дидактическая игра «Тяни-толкай»

Цели:

1. Развивать речевое дыхание.

2. Учить дифференцировать звуки речи.

3. Развивать фонематический слух.

4. Развивать координацию и равновесие.

5. Формировать умения ориентироваться в пространстве относительно себя (своего тела).

Дети стоят друг за другом. Логопед называет слова на один заданный звук. Дети делают шаг вперёд и хлопок руками перед собой. На другой заданный звук, два шага назад и хлопают над головой.

Дидактическая игра «Спрячем слово за деревья»

Цели:

1. Развивать навыки слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Ставятся деревья: дуб, ёлка и берёза. Дети достают из чудесного мешочка предмет или картинку, самостоятельно определяют количество слогов в слове и прячут за дере­вья предмет или картинку. Предмет, обозначающий слово из одной части спрячем за дерево, в названии которого одна часть (дуб). Предмет, обозначающий слово из двух частей за дерево, в названии которо­го две части (ёлка). А предмет, обозначающий слово из трех частей за дерево, в названии которого три части (береза).

Дети выполняют задание, отхлопывая, отстукивая, оттопывая, складывая слово на ладошку.

Дидактическая игра «Слоговые обручи»

Цели:

1. Развивать навыки слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Раскладываются обручи разного цвета и размера. В маленький обруч кладём 1 кубик (или цифру 1), в средний по размеру обруч кладём 2 кубика (или цифру 2), в большой обруч кладём 3 кубика (или цифру 3) – кубики и размер обруча определяют количество слогов.

Дети достают из чудесного мешочка предмет или картинку, самостоятельно определяют количество слогов в слове и встают в соответствующий обруч.

Затем проверяем правильность выполнения детьми задания.

Эта игра может использоваться при изучении практически любой лексической темы.

Дидактическая игра «Чудо – дерево»

Цели:

1. Закреплять произношения звуков [з], [ж].( или других звуков на дифференциацию).

2. Развивать фонематический слух.

3. Формировать навыки согласования числительного с существительным.

4. Обогащать словарный запас.

Логопед показывает на «чудо – дерево». Дети, послушайте стихотворение:

Как у наших у ворот,
Чудо – дерево растёт.
А растут на нём не шишки,
А подарки для мальчишек.

Там растут машинки, винтики, пружинки,
Шайбы, плюшки и разные зверюшки.
Для девчонок там и тут
Сливы, яблоки растут.

Слойки, булочки, конфеты
В общем вкусные предметы.
Чтобы это всё собрать,
Надо быстро посчитать.

Дети хором считают «плоды» на «чудо – дереве» и проговаривают словосочетания числительного с существительным.

Логопед: Давайте вспомним игру «День – ночь». Сначала закройте глаза (убирает одну – две картинки), а теперь откройте их и скажите: чего нет на дереве? (или чего не хватает на дереве?).

Дети: На дереве нет трёх пружинок, четырёх конфет и т. п.

Дидактическая игра «Твёрдый и мягкий»

Цели:

1. Учить дифференцировать твёрдые и мягкие звуки в словах.

2. Развивать внимание, быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве.

Логопед показывает двух бабочек. Одна бабочка синего цвета, другая зелёного.

Дети достают из чудесного мешочка предмет или картинку, названия которых начинаются на твёрдый или мягкий звук, определяют его и соотносят с цветом бочки.

1) Разумова Лариса Альбертовна,
учитель-логопед МБДОУ ЦРР
д/с № 29 «Аленький цветочек»,
г. Усть-Илимск Иркутской обл.

2) Винник Елена Фёдоровна,
учитель-логопед МБДОУ
д/с № 38 «Лесовичок»,
г. Усть-Илимск Иркутской обл.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.