Предлагаю план логопедического занятия по коррекции дисграфии у учащихся с ФФНР во 2 классе.
Конспект коррекционного логопедического занятия во втором классе.
Цель урока: развивать умение дифференцировать на слух звуки [б], [п ] и безошибочно писать слова с буквами Б и П ( звуки [ б-п] в сильной позиции).
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить знание слов-терминов: звук, буква, слог, слово, предложение;
- Упражнять в определении характеристик согласного звука с доказательством своего утверждения.
- Упражнять в подборе обобщающих слов (овощи, фрукты, ягоды, предметы одежды)
Коррекционно-развивающие:
- Упражнять в дифференциации парных звонких и глухих согласных в сильной позиции и в установлении верного соответствия звук-буква при выполнении письменной работы.
Воспитательные:
- Вызвать интерес к изучению русского языка.
- Формировать мотивацию к совершенствованию навыка безошибочного письма.
Словарь:
- звук [б] согласный, твёрдый, звонкий,
- звук [п] согласный, твёрдый, глухой,
- звук, буква, слог, слово, предложение,
- предметы гардероба
- овощи (помидор, капуста, репа),
- фрукты (банан, яблоко, клубника),
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- предметные иллюстрации с изображением овощей, фруктов, предметов гардероба, картинки для слов-паронимов (почки-бочки, борода-порода, баба-папа),
- опорные схемы для характеристики звуков [б], [п],
- элементы письменных букв б и д,
- раздаточный материал (карточки с зашифрованными словами, карточки со слогами, карточки с пропущенными буквами для игры «Живое предложение»),
- мяч.
Ход занятия
№ п\п |
Этапы занятия |
Вид деятельности |
Оборудование |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. | Организационный момент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. | Определение темы занятия | Задание:
1. Составьте буквы из элементов. 2. Определите тему сегодняшнего занятия. |
Элементы букв | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. | Характеристика звуков, артикуляции | 1.Характеристика звуков с опорой на артикуляцию, опорную схему, тактильные ощущения.
2.Сравнение характеристик звуков, 3.определение актуальности умения их различать. |
Опорная схема артикуляции звуков. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. | Дифференциация на слух | Задания:
1. девочкам хлопнуть, когда услышат[б] или [б,], мальчикам – когда услышат [п]или [п,] 2. Поймай мяч и скажи наоборот. |
мяч | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. | Выделение звуков б-п из названий предметов. Обобщение «овощи», «фрукты и ягоды»Цифровой ряд | Задания:
1. Назовите предметы, в названии которых есть [п]([б]). 2.Назовите эти предметы общим словом. 3. Определите место звука [п]([б]) в слове. |
Рисунок с наложенными друг на друга контурами овощей и фруктов: предметные картинки репа, помидор, капуста, банан, арбуз, клубника. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. | Пальчиковая гимнастика с элементами психомоторной коррекции «колечко», «лесенка» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. | Нахождение названных слов в квазисловеЗапись найденных слов с орфографической подготовкой | Задание:
Найдите названия овощей и фруктов в каждой строчке и запишите их в тетради. |
Индивидуальные карточки.
Карточки демонстрационные слапирарбузингав кринасоклубникарелат варотибананилавет домигэпомидоралена соролюрепатеког редикокапустаретыс |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление синквейна со словом «помидор» | Отгадайте загадку.
Мы в теплицу посадили. (помидор) Е. Осипова Расскажите о помидоре по плану. |
Примерный синквейн.
Помидор. Полезный, вкусный. Растёт, зреет, краснеет. Помидоры очень полезные растения. овощ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. | Физ. пауза под весёлую музыку. | Дети танцуют. | видеозапись | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков на уровне слога.
Обобщающее слово «предметы гардероба». Запись слов по выбору. |
1. Игра «Найди место своему слогу».
2.Чтение слов, подбор обобщающего слова. 3.Соотнесение слов с картинкой. 4. Запись слов в тетрадь. 5.Устно составить предложение с одним из слов.
|
На доске таблица с недописанными названиями предметов гардероба. У детей карточки со слогами.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
X. | Смыслоразличительная роль букв в словах-паронимах | Закончи предложение
Запись паронимов парами. |
У детей картинка отгадка.
Борода-порода Бочка-почка Баба- папа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XI. | Вставка буквы в слово.«Живое предложение». | Задание.
1. Впишите в слово на карточке пропущенную букву. 2 Встаньте со своим словом так, чтобы получилось предложение. 3. Запишите это предложение (Дети диктуют каждый своё слово в нужной последовательности). |
Карточки со словом с пропущенными буквами. (Папа купил Боре барабан и подарил бронзовую трубу.)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XII. | Рефлексия |
Тимаева Марина Алексеевна,
учитель- логопед,
МБОУ СОШ №64,
г. Нижний Тагил