Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности по сюжету русской народной сказки «Маша и медведь»

Конспект логопедического занятияПрограммное содержание: к.о.з.: учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, согласовывать существительные с числительными, составлять сложноподчиненные предложения, расширять словарь детей с словами: лукошко, плошка, кушетка. К.р.з: развивать умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в спряжении в настоящем времени, в употреблении существительных во множественном числе родительного падежа. Закрепить правильное произношение звука ш в словах, предложениях, в тексте. К.в.з.: поддержать интерес к русским народным сказкам, воспитывать чувство сострадания, желание помогать в трудной ситуации.

Оборудование: настольный театр «Маша и медведь», пальчиковые персонажи, предметы: лукошко, медведюшка, мышка, горшок, настольные игрушки, ширма, маски на голову: мишка,
Маша, мышка.

Предварительная работа: чтение сказки, игры-драматизации, изготовление атрибутов к сказке.

Ход занятия.

1 часть.

Оргмомент. Отгадывание загадки про мишку.

- Не боится пчел, обожает мед. Кто это?

В какой сказке он полюбил девочку и не хотел отпускать домой?

- В сказке «Маша и медведь».

- А вам нравится сказка? Хотите поиграть в эту сказку?

2 часть.

- Сегодня мы поиграем в эту сказку. Как сказка начинается?

- Правильно. Жили были дед и баба, была у них внученька Маша. (Из-за ширмы выносятся настольные игрушки: деда, баба, Маша.)

1) Упражнение «Назови ласково».

Это деда. Ласково дедушка, дедуля, дедулечка.
Баба. Ласково бабушка, бабуля, бабулечка.
Маша. Машенька, Машуля, Машулечка.

2) Рассказывание начало сказки ребенком, используя игрушки.

Пошла Маша в лес за грибами и заблудилась. Видит….(макет избушки.,в избушке кушетка, лукошка, шишка, горшок,плошка, ложка, мышка).

Логопед: Что она в избушке увидела мы все вместе скажем. Дети по очереди перечисляют, отвечая предложениями:

- Маша нашла шишку. Маша….( кушетка, лукошка, шишка, горшок,плошка, ложка, мышка).

3) Упражнение «Один- много» — употребление существительных во множественном числе родительного падежа. Один горшок- много горшков….( кушетка, лукошка, шишка, горшок,плошка, ложка, мышка).

4) Упражнение «Посчитай от одного до пяти». (На пальцы каждого ребенка надеть пальчиковые и по очереди считать игрушки :

1 шишка, 2…….( кушетка, лукошка, шишка, горшок, плошка, ложка, мышка).

5) Упражнение «Назови ласково» — горшок – горшочек,( кушетка, лукошко, шишка, горшок, плошка, ложка, мышка).

3. Ребенок продолжает рассказывать сказку. (Желающий играть роль Маши надевает платочек на голову).

- Маша принялась за работу. Стала Маша мыть, кашу варить и сама собой разговаривать.

Ребенок в роли Маши:

1) Спряжение в настоящем времени: Я готовлю пшенную кашу. Ты… Он… Она…Мы…Вы…Они…

Логопед просит повторить следующего ребенка.

2) Придумывание сложноподчиненных предложений.

Логопед:

- Маша варит пшенную кашу, потому что …..(она хочет кушать кашу.) Маша кушает пшенную кашу, потому что … (она голодная). Маша съела пшенную кашу, потому что….(пшенная каша вкусная).
Маша моет плошку, потому что …(она съела кашу).

4. Ребенок продолжает рассказывать сказку. Стало темнеть (выставляются силуэты дерева, кустов…), идет медведь по лесу. Идет домой мимо кустов, деревьев. (Следующий ребенок надевает маску медведя).

1) Игра «Слова-родственники».

Логопед: «Как ласково назовем медведя?»

- Медведюшка. Как называют маму-медведя?
Медведица. Детеныша медведя? Медвежонок.
А если много деток? Медвежата.
А этот домик чей? Медвежий.

5.Ребенок продолжает рассказывать сказку.( Герои сказки играют свои роли)Машенька накормила медведя пшенной кашей. Медведюшка покушал кашу и похвалил Машу: «Маша, каша вкусная. Спасибо.»

Маша: «Медведюшка, отведи меня домой к бабушке, дедушке».

Медведь: «Нет, Машенька, не отведу тебя домой, будешь у меня жить, кашу пшенную варить. А я пойду отдыхать. Лягу на кушетку, головушку на подушку, буду отдыхать.

Рассказчик: «Тут мышка прибежала (ребенок в маске мышки), шумит, шуршит, медведюшке мешать.

Машенька:

Тише, мыши, тише, мыши,
Наш мишутка на кушетке.
Тише, мыши, не шумите
Нашего мишку не будите.

Мышка:

Ша-ша-ша, ше-ше-ше
Шуметь я буду тише.

Ребенок-рассказчик продолжает:

- Медведюшка отдыхает, а Маша пирожки печет (роль исполняется около печки). Готовые пирожки положила в лукошко. Медведь проснулся и Маша говорит.

- Медведюшка, отнеси пирожки бабушке и дедушке , только по дороге их не ешь.

- Хорошо, Машенька.

Ребенок-рассказчик продолжает:

- Пока медведь не видел, Маша спряталась в лукошко под пирожки. (Дети с настольными игрушками играют) Медведь пошел в деревню, пришел, его увидели собаки и залаяли. Медведь убежал, а из лукошка выскочила Маша. Бабушка, дедушка обрадовались.

3 часть. Итог.

- Вот и сказке конец, кто играл- молодец. А играли все – все и молодцы. Поощрение детей — угощение от бабушки и дедушки.

Платонова Надежда Мадестовна,
учитель-логопед,
ИАЦ Управления образования,
Чебоксарский район, пос. Кугеси
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.