Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся» в работе логопеда

Аннотация: В статье рассматриваем применение интерактивной обучающей системы «Играй и развивайся» в коррекционной работе логопеда. Данная интерактивная технология сочетает образовательный контент с развитием двигательной активности детей. Комплекс Играй и развивайся – это яркие и красочные занятия с использованием датчика Kinect, который считывает движения детей. 

Kinekt---kompleks-igray-i-razvivay

Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся» работает на основе сенсора Kinect (Кинект). Дети управляют дополненной реальностью с помощью движений своего тела. Благодаря современным технологиям, ребята не сидят у монитора, а учатся в процессе подвижной, увлекательной игры.

igra-lovilka

«Логопедическая работа с детьми с применением бесконтактного сенсорного игрового контроллера Kinekt»

«Федеральный государственный стандарт ДО учитывает, что содержание дошкольного образования должно охватывать все направления развития личности ребёнка-дошкольника: физическое, социально-коммуникативное, художественно — эстетическое, а так же познавательное и речевое.

Клиническое и психолого-педагогическое обследования детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью.

«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»

Л.С. Выготский

У большинства детей с тяжелыми нарушениями речи при сохранном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:

  • меньший объём запоминания и воспроизведения материала,
  • неустойчивость внимания,
  • быстрая отвлекаемость,
  • истощаемость психических процессов,
  • снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
  • у них затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей:

  • чрезмерная утомляемость, сочетающаяся с повышенной возбудимостью;
  • непоседливость;
  • раздражительность или общая заторможенность;
  • вспыльчивость и склонность к неврозам;
  • обидчивость;
  • плаксивость;
  • частая смена настроения.

Это ведёт к ограничению круга общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает такие специфические черты речевого поведения как неумение устанавливать контакт с собеседником, нежелание отвечать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение и как результат, отсутствие или очень низкий уровень речевой активности.

Из этого следует, что проблема речевой активности у детей, имеющими ТНР является наиболее актуальной, а целенаправленная работа (в контексте ведущей коррекционно-образовательной деятельности) по её развитию выступает как одно из обязательных условий эффективности обучения и воспитания детей данной категории.

Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности актуальной не только в связи с ростом количества детей с речевыми нарушениями (каждый второй нуждается в коррекции речи), её значимостью для развития речи, но и рядом других причин:

 существенным падением общего уровня культуры в обществе;
 значительным уменьшением объёма общения взрослых с детьми из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания;
 недостаточным вниманием педагогов к её формированию, что обусловлено низким уровнем осознания значимости и глубины проблемы речевой активности;
 ростом количества детей, чьё раннее развитие происходит в ситуации социальной депривации (лишение возможности удовлетворять основные психофизиологические, социальные потребности).
 резким ухудшением здоровья молодого поколения и, как следствие, ограничение двигательной подвижности детей.

В настоящее время дошкольники, не говоря уже о детях с ОВЗ, двигаются недостаточно, проводят много времени за телевизором, планшетом или телефоном. По мнению ВОЗ физическая активность ребенка в возрасте 3-4 лет должна составлять не менее 180 минут в сутки. То есть за день ребенку необходимо бегать и прыгать не менее 3-х часов.

Как же замотивировать детей на обучающие занятия? Давать подвижный формат задания и подключать интерактивные технологии, которые позволят не только значительно повысить речевую активность у детей с ТНР, но и окажут положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей; расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.

Мы сегодня расскажем, как внедряем интерактивные технологии, сочетающие образовательный контент и развитие крупной моторики ребенка, непосредственно в коррекционную деятельность.

Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся» полностью соответствует этим запросам. Это гибкая обучающая программа, которую можно использовать в любом дошкольном учреждении. Для этого понадобится ноутбук, компьютер с ПО (программным обеспечением), можно использовать проектор на стену для групповых форматов или телевизор.

Интерактивный игровой комплекс работает на основе сенсора Kinect (Кинект). Это бесконтактный сенсорный игровой контроллер, под управлением ОС Windows. Проще говоря, это датчик движения. Именно он помогает осуществить эту магию движения. Датчик считывает жесты ребенка и связывает их со специальной программой, позволяя отразится в дополненной реальности. В процессе выполнения заданий детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться пользоваться манипулятором – рукой, ногами или всем телом.

Образовательные подвижные занятия «Играй и развивайся» — это обучающие игры, в которых дети управляют интерфейсом с помощью движений своего тела. Благодаря современным технологиям, ребята не сидят у монитора, а учатся в процессе увлекательной игры.

Комплекс «Играй и развивайся» имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения:

- даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
- высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
- обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

Важным моментом является совместная координированная деятельность зрительного и моторного анализаторов. Создается новая связь между ручными действиями ребенка и их результатом. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Использование современных образовательных технологий в интерактивной обучающей системе «Играй и развивайся» позволяет значительно повысить речевую активность у детей с ТНР.

1. Игровые технологии, всестороннее развитие ребёнка через игру, активное включение в образовательную заинтересованную деятельность и общение.

Результатом использования игровой технологии является: обеспечение высокого познавательного интереса, концентрации внимания на учебной задаче, увеличение доступности сложных задач обучения, становление осознанной познавательной мотивации, высокая речевая активность в процессе обучения.

2. Технология позитивного настроя, направленная на создание ситуации успеха; формирование у детей уверенности в собственных силах и речевой активности.

Применяется в учебном процессе через:

 создание комфортных психологических условий;
 сюжетно-тематическую организацию занятия;
 использование сюрпризных моментов;
 использование игровых форм оценки.
 двигательную активность.

3. Технология наглядного моделирования: направленная на облегчение запоминания у детей путём образования дополнительных ассоциаций, развитие речемыслительной деятельности.

Применение в учебном процессе: использование картинно-графических планов для составления описательных рассказов, пересказов, заучивания стихов по всем лексическим темам.

Результатом использования данной технологии является: овладение детьми связной речью, развитие увеличение объёма памяти, повышение речевой активности.

4. Технология проблемного обучения, направленная на усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивирование поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.

Применение в учебном процессе: создание для детей проблемной ситуации, в процессе разрешения которой они овладевают обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Результатом использования данной технологии является: высокая самостоятельность детей, творческое овладение знаниями, умениями, навыками; развитие мыслительных и творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.

6. Технология сотрудничества, направлена на реализацию равенства, партнёрства в отношениях педагога и ребёнка, гуманно-личностный подход к ребёнку.

Применение в учебном процессе. В концепции сотрудничества важнейшее место занимают отношения «педагог-ребёнок», ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим. Совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий (свобода и самостоятельность выбора), даётся оценка, находясь в состоянии сотрудничества, равенства и сотворчества.

В комплект «Играй и Развивайся» входят блоки с занятиями по безопасности, развитию речи и окружающему миру.

Каждый блок разделен на три возрастные группы: 3-4 года, 4-5 лет, 5-7 лет. В этих трех блоках около 70 игровых заданий.

Знакомиться с такой технологией, когда ребенок управляет движением бесконтактно, проще всего начинать с активных игр, таких как «Снежки», «Ловилка». Эти игры способствуют улучшению коммуникативных способностей и адаптации. Когда ребенок освоится, мы можем попросить одновременно произносить слоги и слова направленные на автоматизацию поставленных звуков. В этих играх могут двигаться сразу 2 ребенка.

«Снежки» — на экране изображен «скелетик» ребенка. Сверху падают снежинки разного размера. Дети могут отбивать и ловить снежки в свое удовольствие.

«Ловилка» — сверху экрана падают капельки разного размера и штриховкой. В начале дается задание на игровой отрезок, например, «лови только большие капельки». В следующие 30 секунд дети ловят только большие капельки, а программа их считает. Дальше задания меняются и усложняются.

Когда ребенок понимает, что все управление взаимодействия с программой происходит в движении, можно переходить к обучающим играм. Все игры легко соотносятся с лексическими темами, которые изучаются в детском саду.

Блок «Окружающий мир»

Игра «Запоминай-ка». Подобных игр, развивающих зрительное внимание, слуховое внимание, память достаточно много: «Животные фермы», «Животные тропические», «Животные леса», различные предметы.

Параллельно идет развитие координации. Как это происходит? Датчик считывает движение, рука ребенка фиксируется на нужном предмете и цвет виртуальной ладони меняется с белого на красный.

В разных играх управлять движением приходится по разному: где-то достаточно просто подержать руку несколько секунд на предмете, где-то «захватив» предмет передвигать его в нужное место. А есть игры, в которых ребенку необходимо самому передвигаться из одной точки в другую.

Игры могут быть парными. Есть эстафета – командная игра. Но, в основном, игровые упражнения рассчитаны на 1 участника.

Игра «Где чей листочек?». Цель: закрепление у детей знаний о деревьях; развитие умения соотнести форму листочка с деревом; развитие мышления, цветового восприятия, внимания. На экране выводится изображение листочка. Ребенок должен внимательно посмотреть на листочек и соотнести его с деревом, для этого он должен удержать руку на выбранном дереве и назвать его. «Листок упал с рябины. Это рябиновый листочек». Картинки деревьев в игре: береза, дуб, ива, каштан, клен, осина, рябина, тополь.

Игра «Аппликация». На экране появляется контур узора. Ребенку нужно найти подходящие по размеру и цвету детали и «склеить» их. Ребенок проговаривает свои действия.

Игра «Эстафета – Транспорт». Играют сразу две команды игроков. Игроку нужно выбрать нужный вид транспорта, переместить в круг в нижней части игрового поля за максимально короткое время. После правильного ответа игроку нужно передать эстафету. Игра носит соревновательный характер.

Блок «Развитие речи»

Игра «Шары». Зеркальная игра, что позволяет работать с детьми, имеющими определенные нарушения (такие как РДА (синдром раннего детского аутизма). Ребенок видит себя, как в зеркале, и сначала взаимодействует с собой, а затем, когда освоится, с педагогом. Это активная игра, имеющая несколько уровней трудности. Ребенку нужно лопнуть шары определенного цвета или размера.

Игра «Описательный рассказ». Таких игр несколько: «Овощи – Фрукты», «Животные», «Одежда», «Кто я?» (описательный рассказ о себе). Ребенок должен последовательно отвечать на вопросы о картинке на экране и затем составить описательный рассказ по своим ответам.

Игра «Что это за птичка?». Ребенку нужно показать, какая птица является голубем, сорокой, лебедем и т.д.

Игра «Найди букву» продолжает тему птиц. На экране изображение четырех птиц и задание с буквой. Нужно «поймать» птицу, название которой начинается с заданной буквы.

Игра «Назови предмет по звуку». Игра аналогична предыдущей. Ребенок должен рукой выделить предмет, название которого начинается с представленной буквы.

Игра «Расставь звуки». Необходимо перенести цветные блоки (красный, синий, зеленый) на верные места под буквами, в зависимости от характеристики звука.

Игра «Раскрась звуки». Игра аналогична предыдущей. Нужно лишь схемы звуков «раскрасить» кисточкой.

Игра «Слоги». На экране расположена цепочка пустых блоков, а вокруг написаны слоги. Ребенку необходимо отгадать слово и верно расставить слоги в пустые места.

Применение компьютерной техники и интерактивного комплекса «Играй и развивайся» позволяет сделать коррекционное занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Кочергина Лариса Николаевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Сборник словесных дидактических игр на развитие словообразования у детей с ОНР Сборник словесных дидактических игр на развитие словообразования у детей с ОНР
Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.