Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Щ].
Цель:
- Создать условия для формирования умения четко произносить звук [щ].
Задачи:
- Уточнить артикуляцию звука [щ].
- Развивать силу голоса, дыхания, мелкую моторику.
- Активизировать лексический материал по теме существительные.
- Воспитывать желание правильно и красиво говорить.
Формируемые УУД:
Личностные:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
- умение задавать вопросы;
- умение использовать язык для решения учебных задач;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.
Предметные:
- умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы;
- умение правильно произносить звуки речи;
- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово;
- способность контролировать свои действия;
- умение проводить звуковой анализ;
- умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;
- умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные;
- умение отвечать на вопросы.
Ход занятия
Организационный момент.
- Чему учимся на занятиях?
- что помогает нам правильно и красиво говорить?
II. Подготовительный этап.
Мимические упражнения.
- Ребята, посмотрите на доску, много снеговичков с разным настроением, давайте вместе с ними погрустим, повеселимся, удивимся.
Развитие силы голоса.
- Будем учиться говорить громко и тихо.
- Поднимаясь на горку будем произносить А, спускаясь с горки произносим У.
- Будем правильно дышать.
- У вас на столах у всех лежать облако со снежинками. Нам нужно чтобы пошел слабый снежок. Делаем вдох через нос, чтобы наши плечики не поднимаем. Выдох через рот.
Пальчиковая гимнастика.
- Ребята, вам необходимо взять ленточку и протянуть ее в дырочки.
5) Артикуляционная гимнастика.
- Подготовим с вами органы артикуляции к занятию.
- Возьмите зеркала.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения:
- Маляр.
- Блинчик.
- Трубочка.
- Улыбка.
- Вкусное варенье.
III. Основная часть.
- Ребята, сегодня на занятие к вам пришел Незнайка. И ему очень хочется посмотреть, как вы работаете на занятии. А еще Незнайка принес нам дежурный звук, а чтобы узнать какой необходимо отгадать загадку.
Непогода нас застала.
Обувь грязная вся стала,
У порога встала робко.
Ей пришла на помощь … (Щетка).
- На какой звук начинается это слово.
- Вы догадались, какой звук у нас будет дежурным?
2) Работа с профилем.
- Возьмите зеркала и произнесите звук Щ. Назовите что делают органы артикуляции при произношении звука щ.
- Давайте дадим характеристику по профилю.
3) Характеристика звука.
Щ — мягкий — согласный — шипящий.
- Какому звуку мы давали сейчас характеристику?
4) Развитие фонематического слуха.
- Ребята, сейчас я буду называть звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук щ.
С, щ, ш, з, с, щ, м, ш, м, р, щ, с, ж, ш, Щ.
- Среди чего выделяли звук?
- Теперь будем выделять звук среди слогов.
Ша, ща, щу, се, со, що, щи, ша, щу, жо.
- Среди чего выделяли звук?
Шкаф, овощ, роща, пожар, ящик, щавель.
- Среди чего выделяли звук?
5) Чтение слогов.
Ща, ащ, ощ, що, щу, ущ, ящ, щи.
- Что выполняли?
6) Работа над лексическим материалом.
роща, овощ, плащ, щенок, щеки, ящик, щавель, прищепки.
- Назовите слова. Ребята, что общего у этих слов?
- Давайте распределим картинки каждый в свой домик.
- Отгадайте загадку:
Наш Емеля без забот.
Пусть хоть полный дом работ!
Для него всё это – скука.
Выручит Емелю … (ЩУКА).
- Произнесите все слово «щука».
- Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение?
Выложим сигналами слово.
- Что мы делали?
8) Физминутка.
Рано утром в парк ходили.
Там снеговика лепили.
А потом с горы катились.
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком.
В Вову кинули снежком.
В Мишку кинули снежком.
Получился снежный ком.
Холодно гулять зимой. (кивки головой)
Побежим скорей домой.
9) Будем составлять словосочетания.
- Щенок какой?
10) Будем составлять предложения.
- Щенок какой? Что делает?
IV. Итог занятия. Рефлексия.
- Ребята, какой у нас на занятии был дежурный звук?
- Что было для вас трудно?
- Незнайке очень понравилось, как вы работали.
Троянова Наталья Александровна,
студентка 4 курса педагогического
колледжа города Зернограда