Конспект составлен с учетом речевого диагноза ребенка, его произносительных возможностей и учитывается специфика работы с детьми с таким диагнозом, используются элементы здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия.
Тема «Осень. Деревья осенью»
Цель:
- учить четко произносить слова разной слоговой структуры на материале темы «Осень. Деревья осенью».
Задачи:
Образовательные:
- учить четко произносить слова разной слоговой структуры;
- упражнять в словообразовании;
- развивать фонематический слух;
- расширять и активизировать словарный запас.
Коррекционные:
- развивать слуховое, зрительное восприятие, память;
- мелкую моторику, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, интерес к занятиям.
Оборудование:
- предметные картинки: ворона, заяц, дерево, береза, лисички, кукушка, мухомор; предметные картинки по теме «осень», игрушка Незнайка, мячик Су- Джок.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
– Какое время года наступило (Осень)? Хочешь послушать как шумит осенний ветер? Он сдувает листья с веток деревьев. Давай и мы с тобой изобразим ветер, будем сдувать листья с ладошки (дыхательная гимнастика).
2. Повторение слоговых рядов.
- А теперь изобразим шептанье ветра. Послушай и повтори за мной.
- Шта-што-шта шту-шта-што
- Шту-шту –шты штэ-шта-штэ
- Што- шты-шту шти-шты-шты и т.д.
3. Случай в лесу «Дразнилка».
- А сейчас я хочу рассказать тебе один случай, который произошел в лесу с обитателями леса.
- Сидит на суку Ворона и каркает. А Заяц сидит на пеньке и Ворону дразнит.
Ворона говорит:
- Кар…
- …тошка! – прибавляет Заяц.
- Что получилось? Какое слово? (картошка)
- Кор…
- …мушка!- ухмыляется косой.
- А сейчас какое слово получилось?(кормушка)
- Кар…
- …тина!- быстро выкрикивает Заяц. Повтори это слово.
- Кор…
- …зина!- хохочет длинноухий. Еще какое слово получилось? (корзина)
- Кар-кар…- закричала рассерженная Ворона на Зайца и клювом его, клювом.
- …аул, аул! – зовопил Заяц.
- Караул! – и от Вороны во весь дух.
- Вспомни, какие слова получились у Вороны вместе с Зайцем?
4. Пальчиковая игра.
Имитация дождя.
- Осенью часто идут…? Что идут? (дожди). Изобразим стук дождя.
Стук – стук
Перестук
По кастрюлям,
По ведру.
Дождик бьет,
Словно курица клюет.
5. Деление слов на слоги.
Игра «Елочка».
Приход Незнайки.
- К нам пришел Незнайка, он не умеет делить слова на слоги. Помоги ему, пожалуйста. На елочке нужно поместить картинки, определив количество слогов. На макушке помести картинку, в названии которой 1 слог, на второй ветке сверху картинку с названием, состоящим из двух слогов и т.д.
6. Незнайка учится говорить.
- Еще раз нужно помочь Незнайке. Показать последовательно картинки, а затем медленно и четко произнести звукосочетания.
- Какое слово правильное?
- Дерево ребёза хомумор
- Редево заребё мухомор
- Водере берёза морхому
- Сичлики кушкаку пустака
- Лисички какукуш тапуска
- Килисич кукушка купуста
- А сейчас мы прохлопаем слова, которые звучат правильно (дерево, лисички, береза, мухомор, кукушка, капуста).
7. Дидактическая игра « Скажи наоборот».
Деление слов на слоги путем простукивания по столу мячом Су-Джок.
- Я назову тебе словосочетания слов, а ты скажи слова наоборот.
- Длинные дни — … (короткие)
- Пасмурный день — … (солнечный)
- Теплый дождь — … (холодный)
- Сухая погода — … (дождливая)
- Низкие тучи — … (высокие)
- Простучи слова — наоборот по столу с помощью мячика Су-Джок.
- А еще как можно поделить слова? На каждый слог прокатим мячиком по пальцу руки. А сейчас будем на каждый слог сжимать и разжимать мячик в руке.
8. Работа с деформированными предложениями.
- Незнайка составил предложения и как всегда напутал. Исправь, если нужно, предложения Незнайки.
- Школьники ссыпали мешки в картофель.
- Правильно Незнайка составил предложение? (Нет)
- Дети сложили корзину в грибы.
- Выбери правильное предложение: Грибы питаются водой. или Вода питается грибами.
9. Заучивание стихотворения.
Улетали лебеди
С севера на юг.
И теряли лебеди
Белый- белый пух.
10. Итог занятия.
- Вспомни, кто дразнил Ворону? Какие слова из дразнилки ты запомнил? Что тебе больше запомнилось на занятии, понравилось? Ты очень старался на занятии и заслужил приз: осенние витамины — полезные овощи.
![]() |
Лабузина Г.А., учитель-логопед |