Конспект открытого занятия по автоматизации звука [Л]

Конспект открытого занятия по автоматизации звука [Л]

Логопедическая тема: Автоматизация [Л] в предложениях.

Лексическая тема: «Зима», белый цвет.

Звук [Л]Цель: автоматизировать звук [Л] в предложениях.

Задачи:

Развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику.

Развивать фонематические представления.

Развивать просодические компоненты речи: темп, ритм, интонацию.

Автоматизировать звук [Л] в словах и предложениях, вводить в текст.

Актуализировать и расширять словарь по теме «Зима».

Технологии:

  • Логопедические
  • Игровые
  • Здоровьесберегающие

Оборудование: картинка «Зимние забавы», индивидуальные зеркала, счетные палочки, снежок, Т.С.О. (компьютер, проектор).

Ход занятия

1. Организационный момент. Активизация внимания.

Перед детьми картинка «Зимние забавы».

Логопед: Ребята, посмотрите на экран, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Дети: О зиме.

Логопед: Да, мы будем говорить о зиме и её любимом цвете. Подумайте, какой любимый цвет у Зимы?

Дети: Любимый цвет зимы белый.

Логопед: Ребята, а вы любите зиму? Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима – любимое время года. (Логопед показывает детям СНЕЖОК). Посмотрите, что я вам принесла. Это – волшебный снежок! Давайте будем передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?». Я люблю зиму, потому что мне нравится любоваться заснеженными деревьями в лесу. (Выслушиваются ответы детей)

2. Специальная артикуляторная гимнастика.

Логопед: Прежде чем начать разговор о зиме подготовим ваши язычки. Сделаем гимнастику для языка:

- «блинчик»

- «качели»

- «вкусное варенье»

- «болтушка»

- «пароход»

3. Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях.

Логопед: Давайте внимательно рассмотрим картинку и назовём все предметы белого цвета, например «белый снег». (Дети отвечают, при затруднении логопед помогает наводящими вопросами (белый снеговик, белый парк, белый ком, белые деревья, белые коньки, белые кусты, белые сугробы, белая горка, белые снежки)).

4. Развитие функции словообразования.

Логопед: Молодцы, ребята! Скажите, а из-за чего так много белого цвета?

Дети: Из-за того, что много снега.

Логопед: Если много снега, как мы скажем про зиму? Зима какая?

Дети: Зима снежная.

Логопед: Правильно, но есть ещё одно слово, которое может описать такую зиму. Нужно соединить два слова в одно: белая и снежная. Какая будет зима?

Дети: Зима белоснежная.

Логопед: Если мы долго ждали зиму, она какая? Соедините вместе слова «долго» и «ждали»

Дети: Зима долгожданная.

Логопед: Слова, которые вы сейчас составили, называются сложными, потому что состоят из двух слов. Назовите ещё раз, какая зима, если много белого снега? Какая зима, если мы её долго ждали?

5. Развитие фонематических представлений.

Логопед: Ребята, а вы любите строить снежные крепости? Сейчас мы с вами построим крепость из снежков. Только нужно брать не любые снежки, а те, в которых прячутся слова со звуком [Л]. Будьте внимательны. (Дети выбирают снежки, на которых нарисованы картинки со звуком [Л] и строят крепость).

6. Развитие оптико-пространственных представлений и мелкой моторики.

Логопед: Я расскажу вам скороговорку, а вы выкладывайте палочку каждый раз, когда услышите звук [Л]

Белый снег, белый мел,

Белый заяц — тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

- Сколько палочек у вас получилось?

Дети: 9 палочек.

Логопед: Выложите из этих палочек ёлку. Посчитаем наши елки: одна елка, и т.д.

7. Автоматизация звука [Л] в предложениях и чистоговорках.

Логопед: Ребята, давайте проговорим нашу «Еловую чистоговорку». Елка у нас уже есть, а пока мы будем рассказывать, на экране появятся и остальные герои.

Ол-ол-ол, с ёлки улетел щегол.

Ул-ул-ул, волк под ёлкою уснул.

Ил-ил-ил, лось у ёлочки ходил.

Эл-эл-эл, голубь к ёлке подлетел.

Во время проговаривания детьми чистоговорки на доске соответственно тексту появляются животные (презентация).

Логопед: Молодцы! А теперь ответьте на мои вопросы полным предложением и следите за правильным произношением звука [Л]:

- Кто уснул под ёлкой?

- Кто подлетел к ёлке?

- Кто улетел с ёлки?

- Кто ходил у ёлочки?

8. Использование здоровье сберегающих технологий: дыхательное упражнение, гимнастика для глаз.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают веселые снежинки.

Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех».

Я превращу вас в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздает снежинки). А чтобы правильно подуть на снежинки нужно вдохнуть глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щеки не надуваем. (Дети дуют на снежинку).

Логопед: А теперь выполним гимнастику для глаз.

Мы снежинку увидали,-

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднять снежинки вверх и опустить вниз)

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза)

Глазки отдыхают.

9. Дидактическая игра «4 лишний».

Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Белоснежная зима приготовила для вас игру «четвертый лишний». Нужно определить, что тут лишнее и объяснить почему.

- Какое дерево лишнее?

- Какой головной убор лишний?

- Какая обувь лишняя?

- Какая забава лишняя?

- Какая одежда лишняя?

- Какой вид спорта лишний?

- Чего не бывает зимой?

- Молодцы!

10. Обогащение словарного запаса по теме, развитие образного и логического мышления.

Логопед: Белоснежная Зима приготовила для вас загадки. За каждый правильный ответ вы будете получать снежинки.

1) Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки одеваю,

Белю поля, дома,

А зовут меня …(зима)

2) Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали и в миг

Получился …(снеговик)

3) Покрутилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

4) Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал. (снег)

5)У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

6)Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (лед)

7)Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица. (вьюга).

8) Не снег, не лед,

А серебром деревья убирает. (иней).

9)Старик у ворот тепло уволок.

Стоять не велит и сам не бежит. (мороз).

11. Развитие функции антонимии.

Логопед: Поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду кидать вам снежок и говорить начало фразы, а вы мне будете бросать обратно и продолжите мою фразу, правильно произнося звук Л:

Зимой день короткий, а ночь … (длинная)

Летом ветер тёплый, а зимой … (холодный)

С горки катимся быстро, а на горку забираемся…(медленно)

Летом идет дождь, а зимой …(снег)

Летом тепло, а зимой … (холодно)

Летом солнце светит ярко, а зимой …(тускло)

Весной лед на речке тонкий, а зимой …(толстый)

Зимой одеваем много одежды, а летом…(мало)

Зимой тучи серые, а летом облака…(белые)

12. Физминутка.

Логопед: А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем.

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начиная с большого,

Мы с тобой снежок слепили –

«Лепят» меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг, сжимают ладони вместе,

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.

Раз – подбросим,

Подбрасывают воображаемый снежок,

Два – поймаем,

Ловят воображаемый снежок.

Три – уроним

Роняют

И…сломаем.

Топчат воображаемый снежок.

Логопед: А теперь изобразите, как играют дети в снежки.

13. Автоматизация звука [Л] в тексте.

Логопед: А сейчас мы с вами составим рассказ по нашей картине «Зимние забавы» по плану:

1. Какое время года изображено на картине?

2. Кто вышел гулять на улицу?

3. Какое у них настроение?

4. Что делает каждая группа ребят?

5. Как относятся дети к зиме?

На этой картине нарисована зима. Дети вышли на улицу гулять. Им весело. Мальчишки играют в снежки. Маленькие детки слепили веселого снеговика. Вместо рук они воткнули ветки. Вместо носа – морковку. Вместо шапки на голову надели ведерко. Девочка катается по льду на коньках. Мальчик мчится с горы на санках. Другой мальчик хочет на лыжах скатиться с горы. Хорошо детям зимой!

14. Итог занятия.

Логопед: Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня говорили? Какие новые слова вы узнали? Какие задания вам понравились? (Дети передают снежок и рассказывают о своих впечатлениях). Давайте попрощаемся с гостями.

Учитель-логопед
Севостьянова О. Ю.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР
Конспект фрагмента занятия по теме «Транспорт» Конспект фрагмента занятия по теме «Транспорт»
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна»
Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.