КНОД: «Звуки [З] — [Ж]. Насекомые»

КНОД:  «Звуки [З] — [Ж]. Насекомые»

Звуки Ж-ЗВозраст детей: подготовительная коррекционная группа, 6-7 лет.

Цель: дифференциация звуков з-ж, создание благоприятных условий для речевого развития по теме «Насекомые».

Задачи:

Обучающие:

1. Расширять знания детей о насекомых.
2. Закреплять в самостоятельной речи умение безошибочно дифференцировать и употреблять звуки Ж и З, не путая их.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [З] — [Ж].
2. Учить самостоятельно анализировать слова; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
3. Учить определять порядок следования звуков в слове.
4. Закреплять навыки употребления предлога между.

Воспитательные:

1. Продолжать воспитывать у детей самоконтроль за речью.
2. Продолжать воспитывать инициативность, самостоятельность, отзывчивость.

Образовательные области:

Приоритетная: речевое развитие.

В интеграции: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деткой деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская деятельность.

Предварительная работа: просмотр мультфильма и чтение сказки В Бианки: « Как Муравьишка домой спешил», слайдов с изображением насекомых, беседа о насекомых по картинкам, наблюдение за насекомыми в жизни, заучивание стихотворений, загадок.

Оборудование: предметные картинки, презентация, игра на дыхание: «Гусеницы», фишки зеленого и желтого цветов и поля для игры, картинки с изображениями насекомых, схемы игр по ТРИЗ, зеркала, набор для звуко-слогового анализа.

Ход занятия:

1. Приветствие.

«Все в сборе, можно начинать, но для начала, нужно «Здравствуйте» сказать»

Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.

Здравствуйте гости дорогие гости…

Сюрпризный момент: (отрывок мультфильма: «Путешествие Муравьишки»).

Куда это мы попали, угадали? Что за сказка? (В. Бианки: « Как Муравьишка домой спешил») Кого мы видим на картинке? Назови одним словом.

Почему их называют насекомые? (есть насечки на брюшке)

2. Музыкальная артикуляционная гимнастика в стихах.

«Насекомые хотят с нами поиграть» под музыкальное сопровождение.

3. Пальчиковая игра: Пальцевые пробы.

Я веселый майский жук,
знаю все сады вокруг (сжать кулачок),
Над лужайками кружу,
а зовут меня Жужу (указательный палец и мизинец. развести в стороны “усы”, пошевелить ими)
Не кусай комарик злой, (сжать кулачок),
я уже бегу домой (указательный палец вперед “хоботок”, мизинец и большой пальцы , расслабив, опустить вниз “лапки”).

4. Встреча с Жуком и Комаром.

Игра: «Чем похожи и чем отличаются»

Сравнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], обратив внимание на положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить характеристику звуков [Ж] и [З], обозначение.

Звукоподражание

Жук жужжит — жжжжжжжж.

Комар звенит — зззззззззз.

С зеркалами: Как жук жужжит? (жжжжжжжж).Как комар звенит?( зззззззззз.)

Артикуляция звука [Ж]: При произнесении звука [Ж] губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью, язык чашечкой чуть больше, чем при [Ш] приподнят вверх (к твердому небу), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Артикуляция звука [З]: при произнесении звука [З] губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью, язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, направленная вниз по средине языка (по желобку), голосовые складки вибрируют.

Характеристика звука [Ж]: согласный, твердый, звонкий.

Сигнал звука [Ж]: синий круг с колокольчиком.

Характеристика звука [З]: согласный, твердый, звонкий.

Сигнал звука [З]: синий круг с колокольчиком.

ТРИЗ «Характеристика звуков». Игра «Чем похожи, чем отличаются».

похожи отличаются

Положение губ +
Положение языка +
Воздушная струя +
Голос помогает +
Согласный-гласный +
Мягкий-твердый +
Звонкий-глухой +
Звуковичок +

Сигнал звуков? (синий круг с колокольчиком).

Характеристика звуков? (согласный, твердый, звонкий).

Положение языка? (Язык чашечкой — [Ж]. широкий, расслабленный — [З])

Воздушная струя? (воздушная струя направлена вверх, теплая – [Ж])

(воздушная струя направлена вниз, холодная – [З])

5. Сюрпризный момент: «Нам прислали видео-письмо»

Просмотр второго отрывка мультфильма.

- Присаживайтесь на стульчики. Все красиво мы сидим, за осаночкой следим.

«Подул ветер, листик берёзовый оторвался и унёс маленького муравья далеко от родного муравейника. Муравьишка очень хочет попасть домой до заката солнца, и ему понадобится ваша помощь… надо помочь».

6. Дыхательная гимнастика: «Подуй на гусеницу»

(Картинка муравей на камне, гусеницы и трубочки»)

Перед детьми на столе выложены бумажные гусеницы. Каждый из детей делает глубокий вдох носом, выдыхает ртом, не раздувая щеки. Воздушную струю направляют на бумажных гусениц, тем самым заставляя двигаться гусениц по столу.

Можно устроить соревнования между детьми, чья гусеница приползет быстрее к финишу.

«Унес листок муравьишку за деревню и бросил на камень». «Добежал бы муравей до дома, да вот беда: ноги болят. Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Муравьишка говорит Землемеру:
— Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят. «Землемер двигается медленно, создайте ветерок, чтобы он двигался быстрее».

8. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

за-жа, зу-…; жи-зы, жу- …, зал — жал, везу — вяжу, коза — кожа, залей — жалей, называть — наживать, зевать — жевать, разок – рожок

«Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается.

— Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят».

9. Игра: «Повтори дорожку слогов»

за-за-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа, за-жа-жа, жа-жа-за.

«Довёз Сенокосец Муравьишку до дорожки, а там Жужелица бежит.

- Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят». Сел на неё Муравьишка и началась у них игра – дразнилка»

Игра: «Разложи картинки со звуками Ж,З для жучка и кузнечика»

«Вмиг домчала Жужелица Муравьишку до картофельного поля. А солнце всё ниже опускается. А тут жучок — Блошачок пищит: « А, ну, полезай, муравей, ко мне на спину. Сел на него Муравьишка. Бежит Блошачок и пищит…..Повторите его песенку»

«Вмиг перепрыгнул Блошачок картофельное поле , приземлился перед высоким забором, а здесь Кузнечик согласился помочь».

11. Знакомство с буквами .

На доске следы на воде – буквы Ж и З.

«Перепрыгнул Кузнечик через забор, а там широкая река, год по ней плыви, не переплывёшь. А солнце ещё ниже. Смотрит, бежит по воде Водомерка – клоп».

12. Звуко-слоговой анализ, деление на части разными способами: жуки.

«Перевезла Водомерка Муравьишку на другой берег, а там стоит над рекой лес высокий, и солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть нашему герою домой. А тут Майский Хрущ – жук ползёт.

13. Просмотр мультфильма

«Перелетел Жук – хрущ через лес и приземлился на знакомой берёзе, и муравейник под ней.. Скоро муравьи все ходы — выходы закроют. Видит на листке гусеница – Листовёртка сидит. Не захотела она помочь. Укусил ее Муравьишка …и оказался дома» (просмотр конца мультфильма)

14. Рефлексия. Заключительная часть

Логопед: Ребята, наш путь подходит к концу. Сегодня вы очень старались. Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии? Что искали? Кто встретился нам на нашем пути? Какие задания мы преодолели? Какое задание было для вас самым трудным, легким, интересным? Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии?

Логопед: Ребята, какое увлекательное у нас получилось путешествие!

Отметить конкретные заслуги каждого ребенка. Дима, сегодня ты был очень внимательным и находчивым! Даша очень умело отвечала на вопросы. Порадовали сегодня на занятии Полина с Аней, они без труда выполняли задания насекомых и т.д.

Учитель-логопед
Петрова Лариса Алексеевна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Квест-игра «В поисках буквы П» Квест-игра «В поисках буквы П»
Конспект подгруппового логоритмического занятия для обучающихся 1 класса с ТНР Конспект подгруппового логоритмического занятия для обучающихся 1 класса с ТНР
«Зима, зимние забавы» — конспект индивидуального занятия по вызыванию и формированию связной речи у детей с ТМНР «Зима, зимние забавы» — конспект индивидуального занятия по вызыванию и формированию связной речи у детей с ТМНР
Гласные звуки и буквы — конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе Гласные звуки и буквы — конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.