Конспект логопедического занятия-развлечения в подготовительной группе содержит развивающие игры и задания и позволяет закрепить знания детей с общим недоразвитием речи о времени года «Весна». Помимо классических средств предлагается использовать сюрпризный момент, введение героя, аудиозапись, что вызывает положительную мотивацию и интерес к занятию у детей. Данное занятие будет интересно учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям.
Тема: «Путешествие к Старичку-Лесовичку»
Цель: Закрепление знаний детей о времени года «Весна».
Задачи:
1. Обучающие:
• уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны;
• активизировать словарь детей малознакомыми словами (первоцветы, подснежник, мать-и-мачеха, ландыши, крокусы, нарцисс, тюльпан, одуванчик и др.);
• упражнять в образовании слов-признаков;
• упражнять в словообразовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
• закреплять умение строить предложения различной синтаксической структуры;
• закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
• закреплять умение работать с шаблоном.
2. Коррекционно-развивающие:
• развивать зрительное внимание и восприятие;
• развивать творческое воображение;
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать навыки связной речи.
3. Воспитательные:
• воспитывать аккуратность в выполнении работ.
Оборудование: декорации (избушка, пеньки, елки, река, досочки); сюжетные картинки по теме «Весна», «Зима»; предметные картинки «Первоцветы»; предметные картинки «Садовые цветы»; модели вагончиков для составления цепочки слов; предметная картинка «Старичок-Лесовичок»; картотека загадок; письмо; сорока; корзинка; цветная бумага; клей; ножницы; костюм Старичка-Лесовичка; грамзапись голосов птиц; чупа-чупсы по количеству детей.
Ход занятия-развлечения
1. Организационный момент.
Дети входят в зал.
Логопед: Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Приветствуют гостей.
Логопед: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте её.
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там,
Ручей шумит, как водопад
И птицы с юга к нам летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
(Весна)
Дети: Весна.
Логопед: Верно, ребята! Весна – это прекрасное время года. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной природа просыпается от зимнего сна и всё вокруг оживает. А особенно красиво в весеннем лесу. А вы хотели бы попасть в лес?
Дети: Да!
Логопед: Тогда закроем глаза, покружимся и скажем:
Я кружусь, кружусь, кружусь
И в лесу я окажусь.
(Звучит грамзапись голосов птиц.)
Дети: Закрывают глаза, кружатся, произносят рифмовку, слушают голоса птиц.
2. Основная часть.
Логопед: Вот мы с вами и оказались в лесу. Ребята, посмотрите, кто это сидит на ели?
Дети: Сорока.Логопед: Верно! Посмотрите, что у нее в клюве?
Дети: В клюве у сороки письмо.
Логопед: Сорока принесла нам необычное письмо. Послушайте внимательно, что написано в письме. (Логопед читает письмо.)
Ребята, жду в гости! Нужна ваша помощь!
Ребята, а письмо — то забыли подписать. Как же нам узнать от кого это письмо? Сорока нашептала мне, что герой этого письма спрятался за картинками. По очереди выберите картинки с приметами весны. Кто хочет первый выбрать картинку? Какая примета весны изображена на картинке? Свой ответ начни со слов весной…
Дети: Находят картинки с весенними приметами, рассказывают, что изображено на сюжетной картинке.
Логопед: Молодцы! А теперь скажите, от кого же нам пришло письмо?
Дети: От Старичка-Лесовичка.
Логопед: Верно! Ребята, позовем Старичка-Лесовичка. Как обычно в лесу зовут друг друга?
Дети: Ау-ау-ау! Сюрпризный момент (появление Старичка-Лесовичка).
Воспитатель:
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!
Логопед: Старичок-Лесовичок, мы пришли весенний лес посмотреть и получили от тебя письмо с приглашением в гости.
Воспитатель: Здравствуйте, здравствуйте, дорогие ребята! У меня тут беда приключилась, вон моя избушка за речкой стоит. Был там мост через речку, а весной большой водой унесло мой мостик. Вот одни досочки по берегу собрал. А постройте-ка вы мне новый мостик к избушке.
Логопед: Ребята, поможем Старичку-Лесовичку?
Дети: Да!
Логопед: Хорошо, Старичок-Лесовичок, построят тебе дети мостик не простой, а из ласковых слов. Ты им за каждое ласковое слово по одной дощечке давай, а потом мы построим мостик.
Воспитатель: Ладно, я согласен. (Игровая ситуация «Дорожка ласковых слов».)
Логопед: Я скажу солнце, а вы ласково — солнышко. И т.д.
Дети: Солнце — солнышко, ветка — веточка, ручей — ручеек, лужа — лужица, облако — облачко, проталина — проталинка, цветок — цветочек, лист — листочек, туча — тучка, дерево — деревце, вода — водичка.
Воспитатель: Молодцы! Много ласковых слов знаете. Вот и мостик готов. А пройти по мостику не испугаетесь? Река глубокая, водица в ней холодная, да и мостик опробовать надо.
Дети: Встают друг за другом и идут по мостику.
Воспитатель: Молодцы, не испугались глубокой реки! Вот мы и добрались до моей избушки.
Логопед: Ребята, посмотрите, что лежит у избушки Лесовичка?
Дети: У избушки Лесовичка лежит снег.
Воспитатель: Да, ребята, весна никак не дойдет до моего домика. Солнечным лучикам тяжело прорваться сквозь деревья. Ребята, помогите растопить снег, сделайте много солнышек. (Игровая ситуация «Солнышко».)
Дети: Каждый ребенок изготавливает солнышко. После окончания придумывают слова-признаки к слову солнышко.
Логопед: Ребята, как много солнышек у нас получилось! А давайте скажем какие они и построим поезд из слов-признаков. У меня есть первый вагончик — это слово солнышко. Каждое слово-признак — еще один вагончик. Солнышко какое?
Дети: Называют слова-признаки к слову солнышко: теплое, веселое, яркое, доброе, красивое, лучистое, знойное, круглое, желтое, улыбчивое, нежное, жаркое, ласковое и т.д.
Логопед: На каждое слово-признак выкладывает на столе прямоугольники (вагончики).
Воспитатель: Вот молодцы, помогли весне добраться до моей избушки! Растопило теплое солнышко снег, а первые весенние цветы никак не взойдут. Ребята, помогите мне! Выберите из всех картинок только первые весенние цветы и посадите их около моей избушки. (Игровая ситуация «Первоцветы».)
Дети: Из предметных картинок (садовые цветы и первоцветы) выбирают только первоцветы и сажают их в воображаемую клумбу.
Логопед: Ребята, какие первые весенние цветы вы посадили? Начните свое предложение со слов я посадил…
Дети: Я посадил подснежник. Я посадил мать-и-мачеху. Я посадил одуванчик. И т.д.
Логопед: Ребята, как мы можем назвать первые весенние цветы одним словом?
Дети: Первоцветы.
Воспитатель: Спасибо, милые, за весенние цветы! От такой красоты повеселел я. Помогли вы мне, порадовали меня! Надо и мне вас отблагодарить. (Старичок-Лесовичок раздает чупа-чупсы детям.)
Дети: Благодарят Старичка-Лесовичка. (Старичок-Лесовичок уходит).
Логопед: Ребята, пришла пора нам в группу возвращаться, смотреть подарок Старичка-Лесовичка.
3. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вам понравилось в весеннем лесу? А что вам особенно понравилось на нашей прогулке? Что было трудного?
Дети: Отвечают на вопросы.
Учитель-логопед Герасимова Татьяна Сергеевна
Воспитатель Гордеева Любовь Павловна