Мною было разработано небольшое занятие по развитию связной речи у детей старшего возраста. С помощью опорных картинок и наводящих вопросов дети смогли дословно передать содержание текста.
Конспект логопедического занятия, лексическая тема «Зима»
Цели занятия:
- обучение пересказу;
- расширение словарного запаса;
- формирование внутреннего плана пересказа;
- развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование: наборное полотно, сюжетная картинка « Зима» и предметные картинки о зиме.
Ход логопедического занятия:
1. Организационный момент.
Логопед загадывает загадку о зиме :
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? ( Зимой)
Логопед спрашивает детей:
- Зима какая?
Дети отвечают:
- Снежная, суровая, морозная, студеная…
Логопед предлагает завершить предложения:
- Если зима началась рано, то зима … (ранняя)
- Если зимой тепло, то зима… (теплая)
- Если зимой холодно, то зима … (холодная)
Логопед предлагает подобрать слова-действия к слову «снег».
- Что делает снег?
Дети отвечают: падает, кружиться, блестит, искрится.
2. Основная часть занятия.
Логопед, прикрепляя к магнитной доске картинки вниз одну под другой, читает текст:
Наступила холодная зима. Выпал белый снег. Деревья, кустарники, земля укрылись белоснежным покрывалом. На речках появился ровный, блестящий лед. Животные надели теплые зимние шубки. Уже не слышно веселого пения птиц. Дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках.

Наступила (какая?) зима.
Логопед: Какая зима наступила? (холодная, морозная, снежная)

1) Деревья, кустарники, земля укрылись (каким?) покрывалом.
2) Выпал (какой?) снег.
- Какой выпал снег? (белый, холодный, пушистый)
- Каким покрывалом укрылись деревья и кустарники? (белым, снежным)

На речках появился (какой?) лед.
- Какой лед появился на речке? (скользкий, прозрачный)
- Какие шубки надели животные? (теплые, зимние)

Животные надели (какие?) шубки.
Уже не слышно (какого?) пения птиц.
- Какое пение птиц не слышно у птиц? (радостное, веселое)
- Что делают дети зимой? (лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки)
Поочередно показывая каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст.
По окончании пересказа, педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.
После успешного пересказа можно перевернуть все картинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте.
В конце занятия или на следующий день, логопед предлагает разложить картинки в нужной последовательности. После чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.
Татьяна Волконская,
учитель-логопед,
ГБОУ д/с № 2313,
г. Москва