Цель: Закрепить моторный и слуховой образ звука [Л]. Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Активизировать словарь по теме «Инструменты».
2. Развивать фонематическое восприятие и слух.
3. Развивать зрительное восприятие, используя методику наложенных картинок.
4. Развивать мелкую моторику, используя физминутку.
5. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
6. Воспитывать уважение к труду, терпеливость, усидчивость.
1. Организационный момент.
(Дети отвечают логопеду, выполняя движения)
Логопед:
Как живешь? – Дети: Вот так! (показывают большой палец)
Как идешь?- Вот так! (имитируют ходьбу)
Как даешь? – Вот так!
Как берешь? –Вот так!
Как бежишь?- Вот так!
А как спишь? – Вот так!
Как сидишь? – Вот так!
Дети садятся на стульчики перед зеркалом, на столах картинки разбросаны.
Логопед:
Каждый день всегда везде, на занятиях, в игре.
Смело, четко говорим, потому что не спешим.
2. Посмотрите, здесь побывала Сюсюкалка, все вещи побросала в кучу. Что здесь лежит? Посмотрите на картинки и назовите (контуры картин наложены друг на друга – молоток, метла, лом, пила, лопата). Как их одним словом назвать? (Инструменты)
3. Сообщение темы:
- Сегодня мы с вами побываем в мастерской города Красивой речи.
- Определите звук, который встречается во всех перечисленных словах, и вы узнаете, какому звуку принадлежит эта мастерская.
Молоток, лом, лопата, пила, метла.
- Звуку [Л].
4. Артикуляционная гимнастика.
Губы: Улыбнемся мы лягушкам,
Губы тянем прямо к ушкам.
Зубы: за заборчик мы пройдем,
Зубы быстро разомкнем.
Язык: На «качелях» мы качались,
Все друг другу улыбались.
Тут пришел индюк надутый, болтал целую минуту:
«Бл-бл-бл»…
Разве что тут разберешь?
Ничего тут не поймешь.
Упражнения: «Улыбка — хоботок», «Лопатка», «Чашка», «Грибок», «Лошадка», «Накажем непослушный язычок», «Пароход».
5. Артикуляция звука [Л].
На букву «Л» посмотрите,
Все о звуке расскажите:
Губы: в улыбке.
Зубы: разомкнуты.
Язык за верхними зубами кончик прижат к зубам.
Воздушная струя идет через боковые края языка.
[Л]- согласный, звонкий, твердый звук.
6. Развитие дыхания.
«Бабочку поймать хотели,
Но они все улетели» (дети сдувают бабочку с цветка с высунутым языком)
7. Развитие фонематического слуха.
- Возьмите колокольчики со стола и послушайте задание: «Как услышим звук [Л], колокольчиком звоним».
М-п-л-а-р-л-н-г-н-л
Ла-ма-па-гу-лу-пу-бы-лы-ны
Лампа — мама — лошадь — нога – кукушка – гусь – лужа
Развитие мелкой моторики.
- Пальчиками нарисуем букву «Л» в воздухе.
- А теперь поставьте пальчики как буква «Л». Побежали пальчики до края стола и обратно.
8. Физминутка (имитируем руками движения)
Работа в мастерской во всю идёт:
Молоток стучит,
Лом долбит,
Пила пилит,
Лопата гребет
Метла мусор убирает.
9. Автоматизация звука [Л] в слогах и в словах и предложениях.
Забежим в гости к гласным,
Повторите за мной
Ла-Ло-Лы, Лэ–Ло-Лу.
Ал – ал — бал (мал, зал,)
Ел – ел — мел, (пел, сел)
Ул – ул – мул (стул)
Ол — ол – стол (кол)
ла – ла — лак, (лапа, лампа, лайка)
ло — ло – лом, (лось, лодка)
лу — лу – луна, (лужа, лупа)
лы – лы – лыжи (лыжник)
- Запомни и повтори:
Пенал – бокал – вокзал – канал
Лакомка – лампочка – лайка — ландыш
Белка – палка – скакалка – волк
Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осёл.
- Составьте о каждом инструменте предложение:
Папа забивает гвозди молотком.
Папа пилит доску пилой.
Я подмел пол метлой
Папа сверлил стену сверлом.
Папа долбил доску долотом.
10. Итог занятия.
Путешествовали долго,
Мы идем сейчас домой!
Но не бойся — вместе скоро
Мы придем сюда с тобой.
- О каком звуке мы сегодня говорили?
- Кому расскажешь о своих успехах?
- У тебя все получилось?
- Что сегодня было особенно интересно?
- Кого научишь?
- Что тебе показалось трудным?
- Молодцы ребята, всё вы успели, всё сумели, выполнили все задания, показали свои знания.
Харина Альфия Салимзяновна,
учитель-логопед,
МАДОУ »Центр развития ребенка-детский сад №268″,
г. Пермь