Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье освящены новые подходы по внедрению эффективных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ.

Здоровьесберегающие технологииВ связи с внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта, основная цель дошкольного образования — обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, при этом важно учитывать и психофизиологические особенности детей из числа лиц с ограниченными возможностями.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных, с нарушением слуха (после кохлеарной имплантации), зрения. В большинстве случаев специалисты-медики не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

Число коррекционных классов в школах, всевозможных реабилитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков – все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Это позволяет нам говорить о необходимости проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, логоритмику.

В связи с увеличением количества детей с дизартрией, моторной и сенсорной алалией, заиканием, глухотой, в последние годы среди логопедической хартии получила широкое применение здоровьесберегающая практика (технологии).

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания и культуры здоровья детей, позволяющие дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, укрепить и сохранить то, что дано природой и развить (скорректировать) имеющиеся отклонения.

Эти методы работы помогают достичь максимально возможных успехов в общем оздоровлении, потому что они улучшают качество логопедической помощи и способствуют укреплению всего организма ребенка.

Технология развития мелкой моторики

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Используются следующие эффективные приемы для развития мелкой моторики рук:

  1. Кинезиотерапия (выполнение определенных движений телом, пальцами и руками с самого простого до самого сложного);
  2. Гидрогимнастика (прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мяча, одну или двух бусинок, массажеров, маленьких фигурок, палочек, карандашей);
  3. Су-джок терапия (это лечебная система воздействия на высокоактивные точки кисти и стопы с помощью массажных движений (массаж можно осуществлять семенами, массажерами «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки);
  4. Японская методика пальцевого массажа (массаж каждого пальца и ладонных поверхностей можно выполнять с помощью каменных, металлических и стеклянных разноцветных шариков «марблс», грецких орехов, шестигранных карандашей и «четок»;
  5. Игровые упражнения (развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой).

Технология развития артикуляционной моторики

  1. Логопедический массаж (совокупность приемов механического воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду);
  2. Точечный массаж (точечное воздействие на биологически активные точки);
  3. Зондовый массаж (воздействие на мышцы лица и языка с помощью специальных упражнений и зондов, способствующих корректировать неправильное произношение звуков);
  4. Артикуляционная гимнастика (выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков):
  • артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ;
  • артикуляционная гимнастика для губ и щек;
  • артикуляционная гимнастика для мышц языка;
  • артикуляционная гимнастика для нижней челюсти;
  • артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого неба.

Артикуляционная гимнастика улучшит подвижность артикуляционных органов, укрепит мышечную систему, уменьшит напряженность артикуляционных органов, что благоприятно скажется на общем здоровье и коррекционной работе.

Технология развития дыхания и голоса

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводится одновременно. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха.

Технология развития фонематического слуха и восприятия

Важно, чтобы ребенок не только красиво разговаривал, но был еще и грамотным, для этого особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и восприятию. Перед педагогом стоят следующие задачи: восприятие устной речи на сенсомоторном уровне, развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора, формирование слухового контроля за качеством собственного произношения, создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций, развитие дифференциации фонем, развитие фонематического анализа и синтеза.

Таким образом выделяем следующие этапы:

  1. Развитие распознавания неречевых звуков.
  2. Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.
  3. Формирование фонематического восприятия.

В данной статье перечислены лишь основные технологии коррекционной работы, классические, но имеются и новейшие, такие как: гидрогимнастика, синквейн, методы мозгового штурма, методы каталога, интеллектуальные карты и т.д.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые используются мной на занятиях способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к занятиям, снижают заболеваемость, повышают работоспособность, увеличивают уровень социальной адаптации.

Важно помнить, что мы сами можем сохранять и возвращать своё здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться ею пользоваться и научить этому своих воспитанников. Создание комфортных условий для развития физического и психического здоровья детей, правильная организация режимных моментов, образовательной деятельности, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формирование здоровьесберегающей компетенции, профилактика заболеваемости воспитанников, коррекционная работа — способствуют сохранению и укреплению здоровья.

В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих воспитанников!

Литература:

  1. Руленкова Л.И «Как научить глухого ребенка слушать и говорить» Москва, 2010 «Парадигма»
  2. Акименко В.М «Развивающие технологии в логопедии» Ростов-на–Дону, 2011,Феникс
  3. Блыскина И.В «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей», Санкт-Петербург» ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
  4. ФГОС

Помазкова Н.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.