Реабилитация пациентов с очаговыми поражениями мозга

Логопедические занятия при очаговых поражениях головного мозгаРеабилитация — это комплекс мероприятий ,направленных на восстановление(полное или частичное) нарушенных функций ,на психическую или социальную реадаптацию больного.

Специалисту логопеду важно владеть информацией о полном воздействии на больного.

Трудно провести четкую границу между собственно лечебными и реабилитационными мероприятиями. Мы рассмотрим методы физической реабилитации широко у нас применяемые.

Общие принципы реабилитации больных с I И II стадиями хронической сосудистой болезнью мозга включают (Кадыков А.С и др.,2003):

  • Правильную организацию труда и отдыха, запрещение ночных смен и длительных командировок;
  • Умеренные физические нагрузки ,лечебную гимнастику, дозированную ходьбу, посещение бассейна;
  • Диетотерапию;
  • Климатолечение на местных курортах, в условиях мелкогорья (напримар,на курорте Минеральные Воды),на морских курортах(в нежаркое время года);
  • Бальнеолечение, положительно воздействующее на центральную гемоденамику, сократительную функцию сердца, состояние иммунной и вегетативной
  • нервной системы, повышающий эмоциональный тонус больных; средствами выбора являются радоновые, рапные, углекислые, сульфидные, йодобромные ванны;
  • При астеническом и астено-депрессивном синдромах,кроме кроме лекарственных средств,рекомендуется;
  • Гальванический воротник по Щербаку(длительность процедуры 8-10 минут,курс 10-15 процедур)или массаж шейно-воротниковой зоны -8-10 минут(10-15 процедур);
  • Электросон(длительность 20-40 минут,курс 10-15 процедур);
  • Упомянутое выше бальнеолечение;

При псевдобульбарном синдроме (дисграфия, дисфония, дизартрия) рекомендуетя:

  • Нервно-мышечная электростимуляция мышц глотки,языка,гортани с помощью специальных электродов;длительность процедуры 7-10 минут,периоды стимуляции продолжительностью 20-30 секунд чередуются с паузами в течении минуты (Черникова Л.А и др.,1990);

При дизартрии – гимнастика и массаж мышц зева ,глотки и артикуляционных мышц,занятия с логопедом;

При насильственном смехе и плаче — лекарственная терапия;

При лобной диспраксии ходьбы и нарушениях ходьбы , связанных с вестибуло-мозжечковым синдромом , часто сочитающимися с нарушением равновесия , рекомендуется:

  • Специальные лечебно-гимнастические упражнения,
  • тренировка в ходьбе по песку и гравию;

Для совершенствования функции равновесия – использование метода биоуправления по стабилограмме, для чего применяют компьютерно-стабилографические комплекса, в которые входят; жесткая динамическая платформа, компьютер, пакет прикладных программ с реабилитационными играми.

В основе метода биологически обратной связи лежит активное обращение к личности пациента и использование обратной связи как источника дополнительной информации для пациента о результативности выполнения им задания . Основная цель метода биологически обратной связи заключается в повышении уровня осознания обычно полностью или частично неосознаваемых физиологических процессов ,движений к которым относится ходьба, и поддержания равновесия, осуществляемых в значительной степени автоматически ,и произвольного управления ими. Затем путем сознательного регулирования внутреннего физиологического состояния больной учится предотвращать или устранять нежелательные отклонения от нормы(Черникова Л.А 1998;Устинова К.И и др.,2000;Кадыков А.С.,Швхпаронова Н.В.,2003).

При нейрогенных тазовых нарушениях (учащенное, временами непроизвольное мочеиспускание ), используются:

  • Специальные тренирующие программы («мочеиспускание по часам»)(Engel B.T et al., 1990; Schnelle G.F.,1990);
  • Специальные методы электростимуляции мочевого пузыря .

При двигательных нарушениях (при хронических сосудистых заболеваниях головного мозга это обычно легкие и умеренные моно- и гемипарезы , координационные нарушения ) физические методы лечения имеют преимущественное значение, они включают:

  • Лечебную гимнастику;
  • Биоуправление с обратной связью ;
  • Нервно-мышечную электростимуляцию;
  • Методы снижения спастичности (миорелаксанты, теплолечение или криотерапия, массаж, иглорефлексотерапия, гидропроцедуры упражнения на расслабление), как методы физического воздействия на пациента с целью реабилитации.

При речевых и других нарушениях высших психических функций с пациентами проводится коррекционно-педагогические занятия с логопедом или нейропсихологом, бытовая реабилитация с кинезотерапевтом.

В связи с прогрессирующим характером хронических заболеваний сосудов головного мозга реабилитационные курсы необходимо повторять ,частота и длительность определяется состоянием больного в условиях реабилитационного стационара при его отсутствии в условиях неврологического стационара, санатория.

Малеева И.И.,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.