Предлагаемый материал представляет собой обобщение опыта методической и практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ с учетом новых требований.
Проект: «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях реализации ФГОС»
Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.
В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, отсутствием в детском саду группы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе. Мы совместно с психологом разработали проект, подобрали необходимый дидактический материал, составили конспекты коррекционных занятий. Занятия проводятся в конце каждого месяца.
Цель проекта — построение системы комплексного педагогического воздействия, направленного на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечения их всестороннего и гармоничного развития.
При построении системы взаимодействия опирались на следующие принципы:
- системность, учитывающая взаимосвязанность, взаимозависимость всех компонентов;
- комплексность – развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций;
- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям с учетом психофизиологических закономерностей возрастного развития;
- адекватность предъявляемых ребенку в процессе занятий требований и нагрузок;
- постепенность и системность – следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Работа по реализации проекта проводилась поэтапно.
1 этап. Диагностический. Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 5 – 7 лет, составление общей карты развития ребенка. А также определение методической базы.
2 этап. Коррекционно-развивающий. Разработка перспективного плана интегрированных коррекционно-развивающих занятий.
3 этап. Аналитический. Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы и внесение изменений в соответствии с динамикой усвоения материала ребенком.
Ожидаемый результат. Максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе.
Опыт нашей совместной коррекционной работы доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме. Предлагаемый материал представляет собой обобщение опыта методической и практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ с учетом новых требований.
Тема |
Учитель-логопед |
Педагог-психолог |
Интеграция образовательных областей |
«Осенняя ярмарка. Сад-огород». |
«Большой-маленький» — упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.«Назови сок, варенье» — упражнять в образовании относительных прилагательных.«Составь предложение» — упражнять в согласовании слов в роде, числе и падеже; в употреблении сложных предложений с союзом А. | «Загадки» — развивать произвольное внимание, мышление.«Четвёртый лишний» — развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков. | Художественно-эстетическое развитие. Учить внимательно слушать и запоминать загадки.Познавательное развитие. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.Расширять и уточнять представления детей о природе.
Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать умение с благодарностью относиться к помощи.
|
«Осенняя одежда, обувь, головные уборы». |
«Подбери признак» — активизировать словарь прилагательных.«Мой, моя, мои» — упражнять в согласовании существительных с местоимением в роде и числе.«Чего не стало?» — упражнять в употреблении существительных в родительном падеже. | «Четвёртый лишний» — развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков.«Выполни задание и ответь на вопрос» — развивать концентрацию внимания, увеличивать объем памяти в слуховой модальности. | Познавательное развитие. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.Расширять и уточнять представления детей о природе.Социально-коммуникативное развитие.
Формировать умение одеваться по погоде. Объяснить детям, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть. |
«Птицы». |
«Узнай птицу по описанию» — активизировать и уточнять словарь по теме.«Кто как кричит?» — упражнять в словообразовании глаголов.«У кого кто?» — упражнять в образовании названий детенышей. | «Сложи картинку» — развивать точность восприятия, умение создать из частей целое.«Исправь ошибки» — развивать приемы ассоциативного, опосредованного запоминания, логическое мышление. | Познавательное развитие. Знакомить с тем, как птицы готовятся к зиме (гуси, утки, журавли улетают в теплые края).Социально-коммуникативное развитие.
Закреплять умение выполнять правила игры. Художественно-эстетическое развитие. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. |
«Дикие животные. Домашние животные». |
«Назови семью» — упражнять в словообразовании существительных. «Кому что дадим?» — активизировать и уточнять словарь,упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.«Назови ласково» — упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Пальчиковое упражнение «Коготочки» - развивать мелкую моторику. |
«Загадки» — развивать слуховую память, мышление.«Кто спрятался в лесу?» — развивать концентрацию внимания. | Познавательное развитие. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.Расширять представления о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке.Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща заниматься.
Физическое развитие. Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. |
«Зимние забавы». |
«Кому что нужно?» — активизировать и уточнять словарь,упражнять в употреблении существительных в дательном падеже. «Составь предложение» — упражнять в согласовании слов в роде, числе и падеже.Упражнение на координацию речи с движением. | «Дети на прогулке» — развивать воображение, творческие способности. «Шесть картинок» — развивать приемы ассоциативного, опосредованного запоминания, сообразительность. | Художественно-эстетическое развитие. Продолжать развивать интерес к художественной литературе.Социально-коммуникативное развитие.
Закреплять умение подчиняться правилам в дидактических играх. Формировать умение одеваться по погоде. Объяснить детям, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть. Познавательное развитие. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры). |
«Транспорт. Мужские профессии». |
«Кто что делает?» — активизировать и уточнить словарь глаголов.«Кому что нужно для работы?» — активизировать и уточнять словарь,упражнять в употреблении существительных в дательном падеже. «Подбери признаки к предмету» (с мячом) — активизировать словарь прилагательных.
|
«Загадки» — развивать произвольное внимание, мышление.«Перепутанные картинки» — развивать целостность восприятия, мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков. | Социально-коммуникативное развитие. Продолжать расширять представления о Российской армии. Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину.Познавательное развитие. Расширять представления о профессиях.Художественно-эстетическое развитие. Учить внимательно слушать и запоминать загадки.
Физическое развитие. Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. |
«Моя семья. Наш город». |
«Составление рассказа «Моя семья» (с опорой на схему) – развивать связную речь. «Подбери признак» — активизировать словарь прилагательных. | «Заучивание пословиц, поговорок» — развивать речевое внимание, увеличивать объем слуховой памяти. | Социально-коммуникативное развитие. Углублять представления о семье. Формировать знания о том, где работают родители, как важен для общества их труд.Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.Художественно-эстетическое развитие.
Продолжать развивать интерес к художественной литературе. |
«Весна». |
«Подбери признак к предмету» — активизировать словарь прилагательных. «Подбери предмет к признаку» — активизировать словарь существительных. Упражнение на координацию речи с движением. | «Сравни картинки» — развивать концентрацию внимания, мышление.«Закончи фразу» — увеличивать объем слуховой памяти, развивать произвольное внимание, словесно-логическое мышление. | Социально-коммуникативное развитие.Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде.Познавательное развитие. Формировать представления о чередовании времен года и их некоторых характеристиках.
Художественно-эстетическое развитие. Воспитывать чуткость к художественному слову. |
«Насекомые». |
«Назови ласково» — упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.«Кто как передвигается?» — активизировать и уточнить словарь глаголов.«Составить описательную загадку про насекомое» — развивать связную речь. | «Чего не хватает?» — развивать целостность восприятия, мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков. | Социально-коммуникативное развитие.Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде.Физическое развитие. Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.
Познавательное развитие. Расширять и уточнять представления детей о природе. |
1) Шимук Т.В.,
учитель-логопед
2) Сержанова О.В.,
учитель-логопед