Новые подходы в решении проблемы наиболее полной коррекции ведущего дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей дошкольного возраста с речевой патологией

Речевое высказывание у детейКраткая аннотация: В данной статье предлагаются к использованию в своей практической деятельности учителей-дефектологов, логопедов нетрадиционные методы и приёмы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Данные методы и приёмы наглядно демонстрируют эффективность коррекции основного дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей при минимальных затратах времени, наибольшем учёте интересов и направленности личности каждого ребёнка при условии установления эмоционально значимого контакта со всеми участниками коррекционного процесса. Рассматриваемые в статье вопросы будут интересны с моей точки зрения как педагогам коррекционных учреждений так и родителям детей имеющих те или иные отклонения в развитии, так как носят обобщающий характер коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями. Использование этих методов и приёмов при грамотной организации всего коррекционного пространства в разы увеличат эффективность и сократят сроки коррекции.

Введение.

В настоящее время не для кого уже не секрет, что если имеются отклонения в развитии ребёнка, то важно как можно раньше начинать проводить специально организованное коррекционное обучение. Желательно делать это в специализированном учреждении, где созданы соответствующие условия и где с ребёнком планомерно и постоянно ведётся весь комплекс коррекционных мероприятий. Однако существуют и определённые проблемы: нехватка мест в специализированных учреждениях, отдалённость места проживания, нежелание что-то менять в жизни ребёнка трудно адаптирующегося в новых условиях и ещё масса различных «но». Однако ответственные родители, понимающие всю важность вопроса полноценного коммуникативного поведения их ребёнка идут на многие жертвы ради будущего благополучия всей семьи и это не пафос, а современная необходимость и даже долг.

Начать хотелось бы с крылатой фразы: «Речь – убранство души» Луций Анней Сенека (младший). Говорить грамотно красиво всегда было модно и престижно. Этому специально обучались с незапамятных времён все кто мог себе это позволить. В современном гуманном и демократическом обществе, коим считается наша страна, это право должно быть у каждого. На особом положении здесь находятся дети имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Наш долг помочь им как можно быстрее справиться с этой досадной преградой в достижении свободного общения на всех уровнях современного развитого коммуникативного пространства с его по истине неограниченными возможностями.

В ходе многолетней работы было отмечено одно обстоятельство, тревожащее всех педагогов участвующих в коррекционном процессе, а именно: с каждым годом на коррекцию поступают дети со всё более сложными структурными отклонениями в основном дефекте и в сопутствующих ему недостатках в физическом и психическом развитии. Имеющийся опыт становится недостаточным и не даёт полной уверенности в эффективности работы с вновь пришедшими на коррекцию воспитанниками. И это постоянно стимулирует к поиску всё новых и более эффективных методов и приёмов коррекционной работы.

«Страх ослабляет даже искушенное красноречие». Публий Корнелий Тацит. И это первое, на что следует обратить внимание. Снятие тревожности, страха перед речью, предупреждение запинок в речи, заикания, комплекса неполноценности достигается приёмами психологической уверенности в том, что научиться говорить красиво можно легко, надо только захотеть. И вот здесь возникает первый барьер для преодоления. Оказывается очень часто красивая речь ребёнку и не нужна: нужна маме или папе, а может быть логопеду? Нет мотивации у самого ребёнка получить эту самую красивую речь. И тогда что бы мы не делали, как бы не старались, это будет не эффективно или не на долго, до момента выхода за дверь кабинета логопеда, а дальше вернётся та привычная речь которая вполне устраивает самого ребёнка.

Создание правильной мотивации! А как? – спросите вы. Это целая наука. Здесь важно учесть и возраст ребёнка и характер отклонений и семейные традиции и т.д. и т.п. Но главное, это должен быть осознанный выбор ребёнка. Мне пришлось изрядно обдумать этот момент. И вот итог моих исканий – мотивация не должна носить материальный характер, главная цель красивой речи – быть культурным человеком, а культурный человек – это тот кто не заметен, потому что он нейтрален, он норма. А хорошо ли это, не скучно ли? Нет, это великолепно! Я отнюдь не за стирание граней личности, я за их огранку, но не за заострение. Тем более, не против индивидуальности.

Мною были разработаны специальные мотивационные значки. Подумаешь новшество! А вот и да! Это не просто фигурки разные по цвету, размеру и форме, выполненные из различных фактурных видов самоклеящейся плёнки, с различными световыми эффектами. Они в начале года давались детям за приобретение определённых речевых навыков, а далее пошёл творческий процесс участия самих детей в создании этих «наград» по накопительной системе. И всякий приходя в группу на дверце шкафчика для переодевания мог видеть активность каждого ребёнка не только на занятии, но и в вопросах постановки того или иного звука, знания дней недели, месяцев года, имени и отчества родителей, да чего угодно. Ребёнок сам решал, за что он мог бы получить «знак отличия» и то, как он, этот знак, будет выглядеть, а потом дети сами стали их изготавливать, демонстрируя всё возрастающую ручную умелость. А, уходя на каникулы перед школой, изготовили конверты и заботливо сложили в них всё, что заслужили, себе на память.

Совершенно логично появился в кабинете логопеда уголок творчества: не всегда в группе дети успевали порисовать, слепить что-то просто так, по своей инициативе и желанию. Не говоря уже о том, чтобы вырезать и наклеить, тем более сложить из бумаги. А, как известно: «Рука ведёт за собой речь». А в той деятельности, которая интересна ребёнку, правильная речь закрепляется лучше. Итогом этого творчества становились подарки родителям и другим членам семьи, сделанные руками самих детей, конечно же под чутким руководством специалиста, работы на тематические выставки сада, а затем и родители были увлечены общей идеей создания книги памяти. Такое сплочение и объединение поколений семьи, педагогов и детей пошло только на пользу в достижении основной коррекционной цели.

Хочу поделиться ещё одним своим открытием. Оно тоже напрямую связано с правильной мотивацией. Если нам что-то очень нужно, мы мобилизуем для решения поставленной цели все свои ресурсы, не задумываясь о количестве потраченного времени. А как известно, время понятие как растяжимое так и сжимаемое. Что я имею ввиду? Как происходит процесс закрепления нового полученного навыка? У некоторых ребятишек он и получается то при непосредственном участии специалиста, что называется «рука в руке» и лишь после постепенного уменьшения роли взрослого и затем уже при всё большей самостоятельности самого ребёнка.

Вот в этом процессе и важен приём «фокуса», как я его назвала, когда с помощью различных упражнений и приспособлений ребёнку и родителям наглядно показывается ближайшая и отдалённая перспектива коррекции его основного дефекта и сопутствующих отклонений и выстраивается прямо на глазах «изумлённой публики» весь алгоритм предстоящей работы, а попросту программа индивидуальной коррекции. А ещё рассказываются невыдуманные истории из личной практики, когда за один день/неделю/месяц при правильной мотивации и многократности повторения в разнообразных вариантах упражнений, массажа, штриховки и т. д. чего можно достичь, то вопрос, кто должен заниматься с ребёнком и надо ли это делать дома, отпадает сам собой.

Миронова Наталья Николаевна Миронова Н.Н.,
учитель-дефектолог, логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.