Обучение составлению загадок — развитие образности речи

Составление загадок — интересный творческий процесс, который решает много коррекционных задач и подходит для дошкольников и младших школьников. Алгоритм составления загадок не сложный.Результат — обогащение словарного запаса, развитие образных характеристик речи, умение сравнивать, анализировать, составлять сложные предложения.

Обучение составлению загадок — развитие образности речи

Обучение детей развёрнутой и выразительной речи — одна из задач коррекционного обучения и воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся силой, тембром голоса, но и образность слова, точность его употребления. Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо заинтересовать его.

Игра и творческая работа — лучшие помощники, так как ребёнок получит удовольствие от этой деятельности, а педагог результат. Одной из форм детского художественного творчества детей является составление загадок. В этом процессе развиваются все мыслительные операции ребенка, и он получает радость от речевого творчества.

Традиционно работа с загадками основывается на их отгадывании. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных детей или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Взрослый выступает в роли эксперта. Верный ответ на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей просто вспоминает ответ.

Технология обучения составлению загадок начинается с составления сравнений. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Например: называется какой-либо объект, обозначается его признак, определяется значение этого признака, сравнивается данное значение со значением признака в другом объекте.

Цыпленок (объект) желтый (признак по цвету). Такой же жёлтый, как солнце (сравнение со значением признака в другом объекте).

Для удобства можно заполнить таблички в виде зарисовок, буквенных обозначений, схем.

Другой пример:

«Мячик по форме круглый, такой же круглый, как яблоко».

Далее предлагается детям несколько объектов с данным значением признака (круглое солнце, колесо, тарелка и т.д.). Повторы таких длинных сочетаний позволяют детям понять, что признак — это понятие более общее, чем значение одного данного признака.

Выбираем признаки по интересам детей и их актуальности для возраста (форма, цвет, состав, вкус, звук, температура и др.).

Например:

Самовар — (объект) круглый (признак по форме), блестящий (признак по цвету), шипящий или бурлящий – (признак по действиям).

Сравниваем с другими объектами. Детьми даются образные характеристики по заданным признакам.

Что бывает таким же?

Блестящий — как железная монета, драгоценное украшение, снег на солнце и т.д.

Шипящий, бурлящий — как вулкан, змея, шторм на море, водопад и т.д.

Круглый – как арбуз, солнце, колесо и т.д.

Характеристики признаков при совместном творчестве уточняются с помощью наводящих вопросов.

Железная монета блестит сильнее, когда начищена. Вулкан шипит или бурлит, когда «просыпается», водопад, когда находится в горах и эхо разносит его звук и т.д.

Соединяем сравниваемые признаки, вставляя для связки между двумя частями союзы «Как» или «Но, не», «А, не».

Итоговая загадка про самовар может звучать так:

«Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан, круглый, но не арбуз».

Составляем загадки

Другая форма составления загадок.

Особенностью освоения этой технологии является то, что ребенок, сравнивает два объекта, находит между ними общее и различное. На что похоже? Чем отличается?

Составляем загадку про гриб:

- На что похож гриб? – На гномика.

- А чем отличается от гномика? — У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? — На домик.

- Чем отличается от домика? У гриба нет окон.

- Еще на что похож? — На зонтик.

Чем отличается от зонтика? У зонтика тоненькая ручка.

Примерный текст получившейся загадки:

«Похож на гнома, но без бороды;
похож на дом, но без окон;
как зонтик, но на толстой ножке».

Обучение составлению загадок

Процесс составления загадок очень захватывает детей, в творческом процессе участвует весь детский коллектив, часто подключаются и члены семьи ребёнка. Результат — обогащение словарного запаса, развитие образных характеристик слова, умение сравнивать, анализировать, выделять главные и второстепенные признаки, составлять сложные предложения.

Желаю удачи и творческих успехов!

Ильичёва С.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Мастер-класс Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.