Программа работы с больными по восстановлению речи при грубой сенсорной афазии

Аннотация: Программа предлагает систему эффективных приемов коррекционной работы, обеспечивающую восстановление речевой деятельности у больных с сенсорной афазией в первые недели после органического повреждения головного мозга.

Программа работы с больными по восстановлению речи при грубой сенсорной афазии

Логопедическая работа при семантической афазииОдним из основных условий успешного восстановления речи больных с афазией является раннее начало восстановительной терапии в период, когда наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Программа предлагает систему эффективных приемов коррекционной работы, обеспечивающую восстановление речевой деятельности у больных с сенсорной афазией в первые недели после органического повреждения головного мозга.

Согласно статистическим данным:

  • Инсульты относятся к пяти основным неинфекционным заболеваниям.
  • В Российской Федерации заболеваемость цереброваскулярными болезнями оценивается как 350–400 человек на 100 тыс. населения.
  • К концу первого года после инсульта около 20% выживших больных трудоспособного возраста способны вернуться к работе, около 60% больных не нуждаются в посторонней помощи, полностью обслуживают себя, выполняют некоторые работы по дому, 20% — требуют помощи лишь при выполнении сложных задач (например, при пользовании ванной), 15% — более зависимы от окружающих, и только 5% полностью беспомощны в быту и нуждаются в постоянном уходе.
  • По данным Союза европейских фониатров (1994 г.), из числа лиц, выживших после мозгового инсульта, от 40 до 47% страдают афазией

Афазии занимают особое место среди различных видов нарушений речи. Это объясняется тем, что при афазии нарушается не только уже сложившаяся речевая функция, но и все стороны речи. Проблема преодоления речевых нарушений при афазии и социальной реадаптации этой большой группы больных, до сих пор остается острой.

Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом). Отклонения во владении речью затрудняют общение с окружающими и негативно влияет на процессы восприятия и мышления, эти расстройства наиболее тягостно переживаются пациентами, нарушение коммуникативной функции речи сильно ухудшает качество жизни, ведет к социальной дезадаптации.

Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает на почве нарушений мозгового кровообращения. Восстановление речи при афазии представляет собой одну из главных проблем современной логопедии.

Цель программы:

Подбор оптимальных методов восстановления речевой деятельности, у больных с сенсорной афазией в первые недели после органического повреждения головного мозга, адаптация классических методик коррекционной работы.

Задача программы:

1. Подобрать систему эффективных приемов коррекционной работы, обеспечивающую восстановление речевой деятельности у больных с сенсорной афазией в первые недели после органического повреждения головного мозга.

При грубой степени выраженности сенсорной афазии:

- объем понимания речи крайне ограничен. Больные в состоянии осмысливать лишь сугубо ситуативную речь, близкую им по тематике. Выявляется грубое отчуждение смысла слова при показе частей тела и предметов. Устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искажениями. При восприятии речи больные усиленно опираются на мимику, жест, интонацию собеседника.

- объем слухо-речевой памяти исследовать в большинстве случаев не удается.

- спонтанная речь грубо изменена, непонятна для окружающих, состоит из случайного набора звуков, слогов, словосочетаний («жаргонофазия», «речевая окрошка» или «словесный салат»), в дальнейшем приводит к логорее, речь в целом производит впечатление «потока». Интонации богаты, темп несколько убыстрен, имеются ошибки в ударениях, лексика разнообразна, преобладают глаголы, а также междометия и другие служебные части речи. Больные сопровождают высказывание разнообразной адекватной мимикой и жестами. Несмотря на грубые искажения фонематической и лексико-грамматической стороны высказывания, его общая смысловая направленность, как правило, передается больным. Самоконтроль практически отсутствует.

- повторная речь крайне ограничена. Повторяют лишь хорошо знакомые слова, допуская в них большое число звуковых искажений.

- диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса. В тех случаях, когда сугубо ситуативный вопрос оказывается понятным, больные дают на него ответ, который насыщен разнообразными искажениями. Конкретные сведения в ответе практически отсутствуют, улавливается (не всегда) лишь общая смысловая направленность.

- попытки называния сопровождаются многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями на основе акустической и смысловой близости слов. Называние распространенных действий несколько легче, чем предметов.

- попытки составить фразу по сюжетной картинке сводятся к продуцированию отдельных слов или словосочетаний, не всегда связанных по смыслу и перемежаемых многочисленными междометиями.

- пересказ текстов недоступен.

- чтение в состоянии распада. Больные не могут прочитывать вслух и узнавать отдельные буквы. Ассоциативная связь «фонема—графема» грубо нарушена. Имеются лишь элементы глобального чтения.

- письмо как функция отсутствует. Больные пишут обычно лишь свою фамилию, имя, наиболее высоко упроченные слова. Списывание букв, слогов и фраз сопровождается многочисленными ошибками, обусловленными звуковой лабильностью. Самоконтроль и попытки коррекции отсутствуют. Звуко-буквенный анализ состава слова грубо нарушен.

При средней степени выраженности сенсорной афазии:

- объем понимания речи ограничен. Больные, в общем понимают ситуативную речь, однако понимание более сложных внеситуативных видов речи затруднено. Имеются парагнозии (ошибки в осмыслении), отчуждение смысла слова на названия отдельных предметов и частей тела. Иногда больные в состоянии дифференцировать слова с оппозиционными фонемами, но в соответствующих слогах допускают ошибки. Резко выраженной диссоциации между возможностью понимания слов с абстрактным и конкретным значениями не выявляется. На способность понимания речи оказывает существенное влияние темп речи собеседника и ее просодические особенности. В речевой конструкции больные, как правило, отличают грамматически искаженные от правильных, но не замечают в них смысловых несоответствий (замечаются лишь грубые смысловые искажения). Устные инструкции выполняются с частыми ошибками.

- объем слухо-речевой памяти существенно ограничен.

- спонтанная речь характеризуется наличием литеральных и вербальных парафазий, элементами логореи. Встречается аграмматизм «согласования».

Темп речи несколько убыстрен, однако имеются паузы внутри слова и между словами, которые обусловлены попытками самоконтроля и самокоррекции. Лексический состав высказывания представлен разнообразными частями речи, но чаще преобладают глаголы, междометия, местоимения. Имеются слова с конкретным и абстрактным значением. Встречаются речевые штампы, в которые вплетаются собственные парафазии. В результате этого отдельные фрагменты высказывания приобретают нестандартное, причудливо-витиеватое значение. Несмотря на ограниченность высокоинформативных слов, общий смысл высказывания в большинстве случаев удается передать. Появляются замены одного слова другим (чемодан-шкаф или колодец…). Например, «Волк увидел охотников и деликатно (потихоньку) скрылся в кустах», «Ребятенок (теленок) бегал вокруг коровы и не подчинялся пастуху». Интонирование яркое. Мимика и жесты подчеркнуты. Произносительных трудностей не выявляется.

- повторная речь — при повторении звуков отмечаются замены на основе их акустической близости, при повторении слогов обнаруживается тенденция к их трансформации, при повторении фраз характерно сохранение длины предложения, его синтаксического и просодического рисунка при грубых искажениях лексического состава.

- диалогическая речь возможна, но ответы не всегда достаточно информативны. Больной часто не понимает лаконичных по форме вопросов, приходится вводить дополнительные слова, поясняющие их.

- называние — больные в состоянии называть обиходные предметы и распространенные действия. В менее частотных номинациях допускают разнообразные искажения – литеральные и вербальные.

- составление фразы по сюжетной картинке – больные справляются с речевым изложением сюжета картинки. Однако чаще составляют всего несколько фрагментарно построенных фраз, в которых нередко сообщаются сведения, не имеющие прямого отношения к сюжету. Задание сказать лаконично (2-3 словами) практически недоступно.

- больные пересказывают текст, но часто допускают искажения, характерные для экспрессивной речи в целом. Общая смысловая направленность сюжета больным передается. Нередко отмечаются элементы логореи, некоторая вычурность стиля изложения.

- чтение вслух возможно, но сопровождается теми же искажениями, что и экспрессивная речь. Узнает отдельные буквы и прочитывает вслух.

- отмечаются грубые нарушения письменной речи. Больные списывают слова и даже простые фразы, однако письмо под диктовку изобилует многочисленными литеральными и вербальными искажениями нестандартного типа. Имеется тенденция «привязать» звук к какому-либо слову и таким образом облегчить соотнесение его акустического и графического образа. При попытках звуко-буквенного анализа состава слова допускаются грубые ошибки в определении количества и качества звуков.

При легкой степени выраженности сенсорной афазии:

- понимание — больные относительно свободно понимают речь, однако имеются определенные трудности восприятия развернутых текстов, требующих совершения ряда последовательных логических операций. Иногда в усложненных условиях обнаруживаются элементы отчуждения смысла слова. Поэтому дефекты фонематического слуха также проявляются редко, в основном в условиях истощения слухового внимания. Устные инструкции доступны.

- объем слухо-речевой памяти лишь несколько ограничен.

- спонтанная речь достаточно развернута, разнообразна по лексическому составу и синтаксической структуре. Редкие парафазии, чаще контролируемые больными. Несколько повышен удельный вес служебных частей речи, по сравнению со знаменательными. Темп речи убыстренный. Имеются отдельные ошибки в ударении. Интонации разнообразные, выразительные. Произносительные трудности отсутствуют. Иногда речь имеет «затейливый», «витиеватый» стилистический рисунок.

- повторная речь приблизительно соответствует уровню восстановления спонтанной речи. Имеются парафазии в сложных речевых конструкциях.

- диалогическая речь практически не нарушена, отдельные трудности понимания сложных по смысловой структуре вопросов.

- называние как функция практически не страдает. Иногда имеются трудности звуковой организации слов – названий.

- фраза по сюжетной картинке возможна, однако для нее характерно некоторое «усложнение» синтаксической и лексической структуры.

- с пересказом текста справляются, отмечаются элементы логореи, некоторая вычурность стиля изложения.

- состояние функции чтения – свободно читают фразы и даже тексты. Иногда отмечаются вербальные и литеральные искажения в сложных по звуковой и смысловой структуре элементах текста.

- состояние функции письма — без грубых искажений. В основном отражает состояние устной речи. Имеется письмо не только под диктовку, но и «от себя». «Витиеватость» формулирования мысли носит в письме более выраженный характер, чем в устной речи.

Исходя из этих речевых особенностей нами была разработана программа коррекции речевой функции.

Программа коррекции речевой функции

Условиями успешного восстановления речи больных с афазией являются раннее начало восстановительной терапии. Рекомендуется начинать логопедические занятия уже в первые 1-2 недели после органического повреждения головного мозга. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения.

Задачей коррекционной работы при сенсорной афазии является восстановление фонематического слуха и вторичных нарушений экспрессивной речи, чтения, письма. Работа опирается на сохранные оптическую и кинестетическую систему.

Работа с больными, находящимися в острой стадии заболевания, должна быть строго дозирована в зависимости от особенностей общего состояния больного, носить щадящий, психотерапевтический характер. Кроме того, ставятся специальные задачи налаживания контакта с больным, вовлечения его в целенаправленную деятельность. Как правило, для этого используется метод беседы на различные близкие больному темы, а также методы, состоящие в подключении «неречевых» видов деятельности: простейшего конструирования, срисовывания, лепки из пластилина и т.д.

Перед тем, как подойти к постели больного, надо самым подробным образом ознакомиться с его историей болезни. Надо установить, расспросив по возможности близких больного, и соседей по палате, и персонал, каковы его интересы, каковы домашние условия, как зовут наиболее близких и любимых людей, нет ли таких имен и таких вопросов, которых нельзя касаться в общении с больным.

Нам неоднократно приходилось быть свидетелями того, как неосторожно поставленный вопрос или неосторожно произнесенное имя приводили больного в такое состояние, что ни о каких занятиях с ним не могло быть и речи. Поэтому в общении с больным нужна большая осторожность и деликатность. Они необходимы как в выборе темы для беседы, так и в подборе слов и выражений.

Изучив методики коррекционной работы с больными с афазией, разработанные: Оппель В.В. «Восстановление речи при афазии», «Восстановление речи после инсульта»; Визель Т.Г. «Как вернуть речь»; Шкловским В.М., Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных разными формами афазии» (типовые программы)»; Бейн Э.С., Бурлаковой (Шохор-Троцкой) М.К., Визель Т.Г. «Восстановление речи у больных с афазией»; Бурлаковой (Шохор-Троцкой) М.К. «Коррекция сложных речевых расстройств», «Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления» и «Коррекционно-педагогическая работа при афазии», исходя из того, что первичным речевым дефектом при сенсорной афазии является нарушение понимания речи, приходим к выводу, что основной задачей восстановительного обучения является преодоление одного из самых тяжелых расстройств импрессивной речи при сенсорной афазии — отчуждения смысла слова.

В рамках этого вида работы наиболее эффективными являются типовые программы разработанные Шкловским В.М. и Визель Т.Г., рассчитанные на прямые методы обучения, позволяющие подобрать рабочие материалы и адаптировать их под больных в зависимости от степени выраженности сенсорной афазии:

I. Для больных в стадии грубых расстройств

1. Накопление обиходного пассивного словаря
2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.
3. Подготовка к восстановлению письменной речи.

II. Для больных в стадии расстройств средней степени

1. Восстановление фонематического слуха.
2. Восстановление понимания значения слова.
3. Преодоление расстройств устной речи.
4. Восстановление письменной речи.

III. Стадия легких расстройств

1. Восстановление понимания развернутой речи.
2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова.
4. Дальнейшее восстановление чтения и письма.

Используя вышеперечисленные методики, типовые программы разработанные Шкловским В.М. и Визель Т.Г. и методические материалы Амосовой Н.Н. ; Каплиной Н.И.; Кошелевой Н.В.; Авдеевой И.М.; Румовой А.Г. ; Клепацкой Л.Б.; Ефименковой Л.Н.; Тинина В.А.; Кочетковой Н.А., Аксенова Е.В., Петренко В.М. и др. были подобраны и апробированы упражнения, которые позволяют эффективно проводить коррекционную работу при сенсорной афазии в условиях острого неврологического отделения с больными с афазией различной степени выраженности.

Как уже говорилось выше, первостепенной задачей на данной стадии является установление контакта с больными и осознание им своего речевого дефекта. Первое занятие необходимо посвятить этой проблеме.

Больному дается ручка (карандаш) и с помощью мимики и жестов предлагается списать:

ДОМ __________
РУКА __________
СТУЛ __________

решить:

1 + 1 = _______
3 х 2 = _______

При этом больной делает ряд ошибок. В процессе выполнения заданий появляется частичное осознание своего заболевания.

Необходимо деликатно показать больному его ошибки. Так как у него нарушено понимание речи, объясняться приходится опять же с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику логопеда, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом.

С целью установления контакта, организации деятельности больного, концентрации процесса внимания в начале коррекционной работы при тяжелой сенсорной афазии целесообразно применять неречевые формы работы.

Складывание разрезных картинок, конструирование фигур из элементов

Цель:

  • формировать умение воссоздать целостный образ предмета из его частей.
  • тренировка внимания,
  • вызывать активную работу мышления, памяти.

Оборудование: разрезные картинки, элементы фигур.

Краткое содержание упражнения: логопед кладёт перед больным сложенную картинку и раздвигает её на части. Задание усложняется, если поменять местами две части.

Сначала предлагаются для складывания карточки с изображением предметов, разрезанные на три части, затем на 4 и больше частей.

Упражнения на развитие восприятия неречевых звуков

Цель:

  1. развивать способности узнавать и различать неречевые звуки;
  2. развивать концентрацию слухового внимания, слухового
  3. гнозиса, слуховой памяти на материале неречевых звуков.

«Слушай улицу»

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает больным внимательно послушать и определить, какие звуки за окном они слышат, отвечая на вопросы логопеда (что шумит? кто гудит? кто кричит? кто разговаривает? и т.д.).

«Что звучит?»

Оборудование: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка, карандаш, ширма.

Краткое содержание упражнения: логопед выставляет перед больным 4-5 предметов. С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока больной не усвоит характер звука. Закрывает предметы ширмой, а больной отгадывают, какой предмет звучит.

Примечание: начинается упражнение со звучания 2 контрастных предметов при зрительной основе. Упражнение продолжается до достижения стойкой дифференциации звучаний.

«Отгадай, кто так поет?»

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с голосами птиц.

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает больным послушать голоса птиц. Логопед задает вопрос: кто так поет?

Упражнения на восстановление ритма

Цель:

  • развитие слухового внимания, слуховой памяти;
  • восстановление ритмических способностей на вербальном и невербальном материале;

«Хлопни сколько точек»

Оборудование: кубик с определенным количеством точек на каждой стороне.

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает больному бросить кубик. Больной должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек выпадает на верхней стороне кубика.

Примечание: целесообразно повторить на многих занятиях. Для поддержания интереса можно предложить варьировать звуки.

Последующие варианты этой игры должны проводится на вербальном материале. Варианты игры могут быть следующие:

  • произнеси звук столько раз, сколько точек на кубике;
  • произнеси слог, столько раз, сколько точек на кубике;
  • придумай слово из стольких слогов, сколько точек на кубике.

«Дятел»

Оборудование: деревянная палочка.

Краткое содержание упражнения:

1-й вариант. Логопед предлагает больному внимательно послушать отстукиваемый им ритм и повторить его как можно точнее.

(!-!; !-!!; !!-!!-!;…)

2-й вариант. Так же могут быть использованы задания с отстукиванием ритма с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

(!-!; !-!; !-!-!;…)

«Эхо»

Краткое содержание упражнения: логопед с четкой артикуляцией произносит гласные звуки и просит больного их повторить.

- О — О — О
- А — У — И -О
- АУ — ИА — ОА
- АУИ — ИАУ
- АУИА — ИУАО

Этот этап длиться несколько дней. Затем переходим к работе с речью.

Работа с речью

1. Упражнения на накопление обиходного пассивного словаря:

Цель:

  • преодоления отчуждения слова от предмета, дейсвия
  • восстановление у больных понимания речи на слух (облегчает дифференцировку):
  • формирование обобщающего понятия.

«Показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.)»

Оборудование: наборы картинок по категориям

Краткое содержание упражнения: логопед показывает предметы, изображенные на картинках и четко их называет.

После усвоения материала продолжение занятий по сериям мебель, посуда, овощи, фрукты, животные, транспорт и т.д.

«Показ частей тела на картинке и у себя»

Оборудование: набор картинок

Краткое содержание упражнения:

1. логопед показывает части тела, изображенные на картинках и у себя и четко их называет.

«Выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку»

Оборудование: набор картинок

Краткое содержание упражнения: логопед задает вопросы:

- покажите платье, покажите брюки, покажи куртку и т.д.

- Девочка примеряет платье? Девочка примеряет шубу?

Когда дефекты понимания особенно выражены логопед просит показать

  • то, что одевают женщины»
  • то, одевают на ноги и т. д.

Такие развернутые эквиваленты наименований на начальных этапах обучения воспринимаются больными легче, чем названия, лаконичные по своей форме (из большего объема звучания легче выделить хотя бы какие-то фрагменты, позволяющие интерпретировать смысл)

После усвоения материала продолжение занятий по сериям мебель, посуда, овощи, фрукты, животные, транспорт и т.д., части тела.

Оборудование: набор картинок

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает выбрать одежду и соединить со шкафом линиями

2. Упражнения на стимуляцию понимания ситуативной фразовой речи.

Цель:

  • восстановление понимания ситуативной фразовой речи

«Ответы ДА и НЕТ, утвердительным или отрицательным жестом»

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает ответить на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом:

Вас зовут Боря?

Вас зовут Миша?

Вас зовут____?

Вы живете в Париже?

Вы живете в Москве?

Вы были на Луне?

Вы врач?

Вы охотились на слона? и т.д.

«Выполнение простых инструкций»

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает больному выполнить инструкции, представленные в порядке их структурного усложнения.

На простые движения

«Встаньте»;
«Сядьте»:
«Подойдите»;
«Похлопайте»;

Дифференциация инструкций различных по звучанию

«Встаньте», «Похлопайте»;
«Встаньте», «Подойдите»;

Дифференциация инструкций близких по звучанию

«Похлопайте», «Потопайте»;

Выполнение инструкций с 1 предметом

«Возьмите ручку»;
«Возьмите стакан»;

Выполнение инструкций с 2 предметами( на столе книга и ручка)

«Возьмите ручку»;
«Возьмите книгу»;

«Улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах»

Оборудование: набор картинок

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает ответить на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом.

3. Упражнения для подготовки к восстановлению письменной речи

Цель:

- восстановление единства графема-фонема

«Раскладывание подписей к предметным картинкам»

Оборудование: набор картинок, карточки с наименованиями предметов

Краткое содержание упражнения: логопед раскладывает в беспорядке изображения предметов и карточки с их наименованиями предлагает больному положить карточку с наименованием к соответствующему изображению

«Раскладывание подписей к простым сюжетным картинкам»

Оборудование: набор картинок, карточки с наименованиями сюжетных картинок

Краткое содержание упражнения: логопед раскладывает в беспорядке сюжетные картинки и карточки с их наименованиями предлагает больному положить карточку с наименованием к соответствующему изображению.

«Ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа»

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает дать ответ на вопросы с опорой на зрительное восприятие (ответ написан в скобках).

КОГО ВЫ УВИДЕЛИ? (ВРАЧА) _______________________
ЧЕМ ВЫ ПОДМЕТАЕТЕ ПОЛ? (ВЕНИКОМ)______________
ЧЕМ ВЫ МОЕТЕ РУКИ? (МЫЛОМ)______________________
КЕМ ВЫ ДОРОЖИТЕ? (ДРУГОМ)_______________________
КТО УЧИТСЯ В ИНСТИТУТЕ? (СТУДЕНТ)_______________
КТО СМОТРИТ КОНЦЕРТ? (ЗРИТЕЛЬ)__________________
КТО ВОДИТ МАШИНУ? (ВОДИТЕЛЬ)___________________
ЧЕГО НЕТ В ВЕДРЕ? (ВОДЫ)__________________________

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает дать ответ на вопросы с опорой на зрительное восприятие (выбрать ответ в виде рисунка).

«Письмо слов, слогов и букв по памяти»

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает написать пропущенную букву глядя на картинки

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает написать пропущенные слоги глядя на картинки

«Озвученное чтение» отдельных букв, слогов»

Краткое содержание упражнения: логопед читает буквы, слоги вслух, больной пытается читать про себя

«Попугай»

а) воспроизведение слоговых сочетаний с общими согласными и разными гласными звуками:

ТА-ТО-ТУ; ТЫ-ТА-ТО
МУ-МЫ-МА; МО-МА-МЫ
ВА-ВО-ВЫ; ВУ-ВА-ВО
ДА-ДЫ-ДО; ДУ-ДЫ-ДА
БО-БЫ-БА; БУ-БО-БА

б) воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и различными согласными звуками:

ТА-КА-ПА; ПА-КА-ТА
КА-НА-ПА; ГА-ВА-ДА
ФА-ХА-КА; КА-ФА-ХА
БА-ДА-ГА; ВА-МА-НА

затем произносятся слоговые сочетания с гласными звуками – о, у, ы.

в) воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками,

различающимися по глухости-звонкости:

ПА-БА ПА-БА-ПА КА-ГА-КА
ТА-ДА БА-ПА-БА ГА-КА-ГА
ФА-ВА ТА-ДА-ТА ВА-ФА-ВА
КА-ТА ДА-ТА-ДА ФА-ВА-ФА

затем произносятся слоговые сочетания с гласными звуками – о, у, ы.

г) воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками,

различающимися по твердости-мягкости:

ПА-ПЯ ПО-ПЁ ПУ-ПЮ ПЫ-ПИ
МА-МЯ МО-МЁ МУ-МЮ МЫ-МИ
ВА-ВЯ ВО-ВЁ ВУ-ВЮ ВЫ-ВИ
ТА-ТЯ ТО-ТЁ ТУ-ТЮ ТЫ-ТИ
ДА-ДЯ ДО-ДЁ ДУ-ДЮ ДЫ-ДИ
ФА-ФЯ ФО-ФЁ ФУ-ФЮ ФЫ-ФИ

д) воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для образования стечений):

ПА-ТКА НА-КНА
ТА-ПТА ПА-ФКА
ФА-ТФА КА-ТКА
ТА-ФТА КА-ПКА
МА-КМА ТА-КТА
НА-ФНА НА-КНА

то же самое, с гласными звуками – о, у, ы.

е) воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

ПТА ПТО ПТУ ПТЫ
КТА КТО КТУ КТЫ
ФТА ФТО ФТУ ФТЫ
ТПА ТПО ТПУ ТПЫ
КНА КНО КНУ КНЫ

ж) воспроизведение слоговых пар со сменой позиций согласных звуков

в их стечении

ПТА-ТПА КТА-ТКА ФТА-ТФА
ПКА-КПА КДА-ДКА ХТА-ТХА

«Выработка связи «фонема-графема» письмо букв и слогов под диктовку»

Краткое содержание упражнения: логопед диктует буквы, слоги вслух, больной пытается написать.

Учитывая тяжесть нарушения, за время пребывания больных в остром отделении работа по коррекции дефекта на этом этапе завершается, так как больные выписываются с рекомендациями о продолжении коррекционного обучения.

Результатом первого этапа коррекционного обучение является ряд положительных изменений в состоянии речевой функции больного:

- расширяется объем понимания речи, больные в состоянии отвечать на простые ситуативные вопросы и выполнять простые инструкции;

- частично восстанавливаются функции слухового внимания, преодолеваются первичные расстройства фонематического слуха;

- в собственной речи остается словесный салат, но возрастает число адекватных слов;

- происходит рост активного словаря;

- больные начинают узнавать отдельные буквы, отмечается восстановление связи фонема-графема;

- поведение больных становится более ровным;

- при этом остаются значительные дефекты понимания, остается отчуждение смысла слова, в спонтанной речи остается логорея, словесный салат, навык самоконтроля недостаточен.

Требуется продолжение занятий. Работа должна проходить в соответствии с типовыми методиками в направлении:

4. Восстановление фонематического слуха:

- дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;

- выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;

- выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;

- дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путем выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами.

5. Восстановление понимания значения слова:

- выработка обобщенных понятий путем классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;

- заполнение пропусков во фразах;

- подбор определений к словам.

6. Преодоление расстройств устной речи:

- «наложение рамок» на высказывание путем составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);

- уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазии, допущенных больным;

- устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.

7. Восстановление письменной речи:

- закрепление связи «фонема-графема» путем чтения и письма букв под диктовку;

- различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свертыванием» внешних опор;

- письмо под диктовку слов и простых фраз;

- чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;

- самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.

8. Восстановление понимания развернутой речи:

- ответы на вопросы в развернутом неситуативном диалоге;

- прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

- улавливание искажений в деформированных сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

- осмысление логико-грамматических оборотов речи;

- выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

9. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

- подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;

- работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.

10. Коррекция устной речи:

- восстановление функции самоконтроля путем фиксации внимания больного на своих ошибках;
- составление рассказов по серии сюжетных картинок;
- пересказ текстов по плану и без плана;
- составление планов к текстам;
- составление речевых импровизаций на заданную тему;
- речевые этюды с элементами «ролевых игр».

11. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

- чтение развернутых текстов, различных шрифтов;
- диктанты;
- письменные изложения;
- письменные сочинения;
- усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.

Используя вышеперечисленные методики, типовые программы

Литература

1. Бейн Э. С. «Афазия и пути ее преодоления». Л., Медицина 1964;
2. Бейн Э. С., Овчарова П.А. «Клиника и лечение афазий» — С. Медицина и физкультура, 1970;
3. Визель Т. Г. «Основы нейропсихологии» – М., Астрель, 2006;
4. Зимняя И.А. «Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М., 1985;
5. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., МГУ, 1975;
6. Лурия А.Р. «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» Второе дополненное издание. — М., 1969.
7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М.: МГУ.1962;
8. Маклаков А.Г. «Общая психология» — СПб., Питер, 2001;
9. Хомская Е.Д. «Нейропсихология» Учебник, СПб, Питер, 2003;
10. Цветкова Л.С. «Афазия и восстановительное обучение», М., Просвещение, 1988;
11. Шкловский В.М. Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии» – М., Секачев, 2011;

Серябкина Рита Анатольевна,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.