Конспект логопедического занятия для детей класса предшкольной подготовки с ОНР:
Составление творческого рассказа на заданную тему:
«Что можно сделать для нашего аула для его процветания?»
Цель: учить детей творческому рассказыванию, совершенствовать умение подбирать родственные слова, изменять глаголы по лицам, составлять рассказ по серии картинок с последовательно развивающимся действием, отвечать на вопросы распространенными предложениями, закрепить умения в употреблении предлогов, упражняться в использовании диалогической речи.
Задачи:
- познакомить детей с трудом хлебороба, с весенними сельскохозяйственными работами на селе весной;
- развивать логическое мышление — формировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;
- воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, серия картинок аппликационные детьми колоса, цветные стикеры, карточки с изображением продуктов питания и картинками, объясняющими их происхождение.
Ход занятия
Психогимнастика (введение в ситуацию занятия)
Каша в поле росла (Дети поднимает руки вверх, шевелят пальчиками).
К нам в тарелку пришла («идут» на месте).
Всех друзей угостим, по тарелке дадим. (В правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки).
Птичке-невеличке (машут руками),
зайцу (прыгают на 2-х ножках),
лисичке (показывают),
кошке и матрешке (показывают).
Всем дадим по ложке (Вот какие вы добрые, такими и оставайтесь).
Логопед: Ребята, как вы понимаете «Каша в поле росла?» да, это не « каша» в поле, а пшеница. Вот мы и отправимся сегодня в колхозное поле.
Вступительное слово
Логопед — Какое сейчас время года?
Чтение: Идет весна по городу.
Весна Мартовна Подснежниковна
Весна Апрелевка Скворечникова
Весна Маевна Черешникова
- Почему у весны три отчества (это три весенних месяца)
- Назови фамилию Весны и объясни, как они образовались? (в марте появляются подснежники, в апреле скворцы, в мае распускается черешня).
Логопед: Весна быстро шагает не только по городу, но и по аулу. Какие изменения происходят с наступлением весны в ауле, и какие весенние сельскохозяйственные работы ведутся? Об этом мы узнаем сегодня.
Беседа о весенних сельскохозяйственных работах на поле (смена картинок «Волшебный телевизор»).
– Что это такое? Это техника: комбайн, трактор, сеялка, борона. Для чего это нужно? (ответы детей).
– Люди каких профессий трудятся на поле весной? (дети выбирают картинки с профессиями и рассказывают суть работы той или иной профессии)
Например, я – агроном. Проверяю семена на всхожесть, готовлю их к севу.
Я – комбайнер, ремонтирую технику.
Я – тракторист, ремонтирую технику, обновляю сеялки.
Весной вспахиваю землю, чтобы она была мягкой и рыхлой.
– Какие работы проводятся на поле весной? (пашут, боронуют, сеют, вывозят).
Обобщение
Составление творческого рассказа: «Что бы ты сделал для нашего аула, для его процветания?» Прослушать рассказы детей.
Игра: «Говори правильно и красиво»
- назовите хлеб ласково – хлебушек, хлебец;
- как называется из хлеба приготовленный квас ? – хлебный;
- в чем хранится хлеб? – хлебница;
- как называют людей, которые выращивают хлеб? – хлеборобы;
- как одним словом называются хлебные продукты? – хлебопродукты;
- как называется приспособление для резки хлеба? – хлеборезка;
- как называется предприятие, где выпекают хлеб? – хлебозавод, хлебопекарня;
- как называются люди, которые пекут хлеб ? – пекари;
- приготовление хлеба – хлебопечение.
Физминутка
Я давно весну ждала.
(дети идут кругу, взявшись за руки)
У меня свои дела.
Мне участок в огороде
Ныне мама отвела.
(идут в противоположную сторону)
Я возьму свою лопатку.
(остановились, изображают, как копают)
Я пойду, вскопаю грядку.
Мягкой грядка быть должна.
Это любят семена.
(показывают как рыхлят грядку)
Посажу на ней морковку
И редиску. А с боков
Будут кустики бобов.
(идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена).
Закрепление
Логопед: Ребята, давайте послушаем Надю с бабушкой (диалогическая речь — Я.Тайц «Все здесь»).
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем очень много. Надя спросила:
- Бабушка, а тут что растет?
- Хлеб, внученька.
- Хлеб?! А булка где?
- И булка здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- И пряники?
- И прияники здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать, где тут хлеб, где булка, а где пряники?
Логопед: Помогите Наде решить задачку (рассуждения 2-3 детей).
Логопед: Ребята помогите Наде собрать колосок (дети на полу выкладывают из рассыпанных частей один большой колос с зернышками).
Упражнение: «Что сначала, что потом»
На доске вывешивается серия картинок, отображающих логическую цепочку: путь хлеба от пшеничного поля до хлебозавода. Детям предлагается обозначить правильную последовательность цифрами. Затем 1–2-м детям предлагается составить небольшой рассказ.
Обобщение
Игра: «Откуда берутся продукты питания?»
Детям раздаются карточки с изображением продуктов питания и картинками, объясняющими их происхождение.
Задание: Соедините продукты питания стрелочками с картинками, объясняющими их происхождение (Рассуждение детей).
Игра-оживление: «Что сказал бы кусочек хлеба, который выбросили, если бы он умел разговаривать»
«Если бы он умел разговаривать, то…» (рассуждения детей).
Вывод: Ребята, хлеб – это наш главный продукт. Очень много людей трудятся, чтобы вырастить хлеб. Берегите хлеб. Уважайте труд хлебороба.
Итог занятия
Рефлексия:
- Что нового узнали на занятии?
- Кому что понравилось?
- Как надо относиться к хлебу?
Если вам было интересно и все понятно, то возьмите зеленый стикер и прикрепите на дерево, если есть вопросы, то возьмите желтый стикер и прилепите на наше дерево, если многое осталось непонятным, то возьмите красный стикер. Спасибо за вашу работу.
Гульбаршин Рахимжановна Аристанова,
учитель-логопед